Накануне утром в Тюмени произошла серьезная авария на Червишевском тракте — там столкнулись сразу пять автомобилей. По предварительным данным, девушка на автомобиле Geely объезжала стаю собак, выскочивших на дорогу. В итоге она въехала в Volvo, который загорелся, и зацепила еще несколько машин.
— Автомобиль Geely несколько раз перевернулся и упал в кювет. Водитель вылетела из машины — ее доставили в больницу. Пострадал и водитель Volvo, его также госпитализировали. Зацепило еще два легковых автомобиля: Mazda и Hyundai. Но ни машины, ни их водители серьезно не пострадали, — уточнили в ГИБДД по Тюменской области.
На кадрах, опубликованных в Сети, видно, как китайский автомобиль протаранил разделительный забор желто-красного цвета. Когда его устанавливали, жители города выражали недовольство — и его цветом, и тем, что он украл часть дороги.
Зачем нужны ограждения?
Вместе с редактором раздела «Авто» Артемом Красновым мы разобрались, законны ли такие ограждения, на каких дорогах их устанавливают и обеспечивают ли они безопасность.
— Примерно год или полтора назад власти сказали, что у нас много лобовых столкновений на дорогах. Дороги с двухсторонним движением и четырьмя полосами и более нужно оснащать разделительными барьерами. Это вылилось в норму — там очень жесткие требования в плане реализации проекта, — объясняет Краснов.
Основание для установки разделителей — Решение Правительства Российской Федерации от 9 октября 2020 года № 9421п-П16. В нем говорится, что дороги с четырьмя и более полосами должны быть разделены ограждениями. По плану к концу 2021 года ими должны быть оснащены 40% всех дорог, а к 2024-му — уже 100%.
— В этом нормативе должны быть требования к энергии, которые поглощает такой забор. В принципе речь шла о конструкциях, которые должны машину задержать. Заборы бывают нескольких типов — есть, например, тросовые, которые узкие. Они, конечно, на 100 процентов не спасают от машины на большой скорости, если она вылетит. Есть с рельсами, но они большую часть дороги «съедают», поэтому их используют там, где большая ширина трассы, — говорит Артем Краснов.
А плюсы какие?
Несмотря на то, что заборы могут выглядеть достаточно хлипко, они могут быть и полезными — например, защищать участников дорожного движения от совершения нарушений.
— С одной стороны, они полезны в том, что исключают рутинные выезды на встречную полосу — для объезда пробок, неожиданного разворота, поворота налево, где нельзя. Из минусов: они выглядят неказисто, и если сделаны недостаточно мощными, то они не спасают от вылета на встречную полосу на скорости, — уточняет Краснов.
Этот же плюс выделяет и. о. начальника тюменского ГИБДД Андрей Миллер. По его словам, такие ограждения поставлены не для того, чтобы сдерживать автомобили, а для того, чтобы предотвратить повороты в тех местах, где это запрещено.
— Это делается в населенных и не населенных пунктах, где есть две полосы и более движения. Они появились в этом году — сейчас изучаем статистику. Вопрос не всегда стоит, что делать нужно металлические ограждения, которые будут сдерживать автомобили. Здесь больше профилактический момент — визуализация должна быть, чтобы у воителя не было основания подумать, что машин нет и можно повернуть (там, где это запрещено. — Прим. ред.). Установлены не для борьбы с аварийностью — адресная отработка на определенных участках, — рассказал Миллер.
Сейчас проект закона, который поможет в реализации «дорожной карты», находится на этапе заключения. Если он будет утвержден, то попадет на рассмотрение в Правительство РФ.
По данным, которые приводились перед принятием «дорожной карты», в России в 2020 году произошло 11,7 тысячи аварий на встречной полосе, 3,7 тысячи человек погибли.
В других городах аналогичные заборы также устанавливаются, но отличаются конструкцией. Например, в Челябинске они тросовые и никак не выделяются цветом из окружающей обстановки. В Оренбурге власти установили аналогичные ограждения — как и на Урале, они тоже выполнены из тросов.
В соседних городах, по данным Андрея Миллера, установлены заборы другого типа. Цвет ограждений на Червишевском тракте соответствует нормам — иначе бы они просто не появились:
— Когда на участке федеральной дороги устанавливали ограждения — мы понимаем, для чего это делается. Будем в дальнейшем развивать — и безопасность, и внешний вид. Окраска там разная. Сказать, что отдельно должны быть черно-белыми — наверное, нет. Если бы нормативно не было возможно, то не было бы такого.
Предлагаем прочесть о вчерашней аварии всё, что известно на данный момент. Здесь мы собрали первые кадры аварии — огромная пробка растянулась на несколько километров. Чуть позже стало известно о состоянии участников аварии: девушку на китайском автомобиле доставили в больницу, а мужчину на Volvo госпитализировали с переломом ноги. Его машина загорелась — кадры мы тоже опубликовали.