Проект «Здоровая школа» делает свои первые шаги. На днях состоялись рабочие встречи с фельдшерами и заведующими отделениями по оказанию медицинской помощи детям в дошкольных и школьных учреждениях поликлиник города, психологами и координаторами проекта в образовательных учреждениях – участниках «Здоровой школы».
Стартовал проект, как вы помните, в сентябре. Его организовали управление по здравоохранению, департамент образования и науки, управление по спорту и молодежной политике, Тюменская государственная медицинская академия и областное управление Роспотребнадзора, объединив 27 школ Тюмени, более ста первых классов, почти три тысячи первоклашек, их родителей и учителей общей целью – сохранить и укрепить здоровье школьников. В рамках проекта широкое освещение и развитие получат три направления: рациональное правильное и полезное питание, физическое здоровье и развитие, охрана зрения.
На первом этапе – встрече с координаторами проекта – обсуждались три основных вопроса: подготовка к предстоящему эпидемиологическому сезону, принимаемые меры по максимальному снижению заболеваемости ОРВИ и гриппом среди участников проекта-конкурса «Здоровая школа», проведение оценки психологами адаптации первоклассников к школе, алгоритм комплексной оценки физического развития, костно-мышечной системы и осанки у первоклассников.
Главными участниками решения этих вопросов, безусловно, станут родители. Специально для них, в течение предстоящей недели в каждой школе будут проведены родительские собрания, на которых мамам и папам напомнят и расскажут о мерах профилактики острых респираторных вирусных инфекций, и гриппа в частности, необходимости и эффективности вакцинации детей. Максимальный охват вакцинацией первоклашек позволит создать надежный коллективный иммунитет в каждом классе и снизить общую заболеваемость. Речь шла и о мерах неспецифической профилактики, эффективности применения иммунокорегирующих препаратов.
«Нельзя забывать, что начало учебного года совпадает с ростом числа вирусных инфекций, – напоминает родителям главный педиатр Тюмени Надежда Казакевич. – Обратите внимание на одежду, не забудьте о своевременной вакцинации против гриппа и самых распространенных вирусных инфекций. Давно доказано, что именно дети первыми приносят грипп домой. Скученность детских коллективов способствует распространению гриппа. Поэтому максимально высокий охват вакцинацией (не менее 50 процентов) в группе детского сада, школе позволит создать надежную защиту и сформировать коллективный иммунитет на предстоящий эпидемиологический сезон».
А главный иммунолог города Наиля Кулахметова советует родителям, заботящимся о том, чтобы иммунная система их ребенка не дала сбой в самом начале учебного года, соблюдать несколько правил. Важное значение в этот период имеет четкое соблюдение режима дня с рациональным чередованием труда и отдыха. Кроме того, и питание ребенка должно быть сбалансированным, нужно обеспечивать детский организм всеми питательными веществами, витаминами и минералами.
«Недостаток одного или нескольких питательных элементов подрывает работу иммунной системы и ослабляет защиту школьника», – уточняет Наиля Наримановна. Также она рекомендует первые два школьных месяца принимать поливитаминные препараты и использовать мягкие стимуляторы иммунитета – эхинацею, лимонник, элеутерококк. «Помните, здоровым может быть только тот ребенок, который помимо всех вышеперечисленных правил получает и родительскую любовь, ласку и заботу», – подводит итог главный иммунолог города.
Помимо советов специалистов, родителям будет предложен алгоритм оценки физического развития их ребенка. Желающие смогут провести измерения длины рук и ног, мышечных складок плеча, предплечья, бедра и другие. На основании полученных данных с помощью специальных формул предполагается рассчитать базовый уровень физического развития первоклассника и определить возможные нарушения осанки или предпосылки к ее нарушению.
Кроме того, до 10 октября участники проекта-конкурса «Здоровая школа», представят свои планы и концепции реализации проекта, включающие в себя создание комфортной здоровьесохраняющей среды обучения, соблюдение всех установленных санитарных норм и правил, программы и мероприятия по формированию здоровьесберегающего поведения детей и семьи в целом. Хотелось бы надеяться, что остальные школы, не участвующие в конкурсе, также будут заботится о здоровье своих учеников.