Бизнес Кто виноват, что молоко дорожает?

Кто виноват, что молоко дорожает?

На очередном cовете по реализации национального проекта «Развитие АПК» обсуждались вопросы сохранности крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях Тюменской области. Губернатор Владимир Якушев призвал участников совещания, среди которых были главы район

" src=

На очередном cовете по реализации национального проекта «Развитие АПК» обсуждались вопросы сохранности крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях Тюменской области. Губернатор Владимир Якушев призвал участников совещания, среди которых были главы районов и руководители сельхозпредприятий, к откровенному диалогу. Поговорить было о чем – в отрасли накопились проблемы. В то время, как региональное правительство борется за увеличение поголовья крупного рогатого скота, закупая его за баснословные деньги из областного бюджета, в некоторых районах поголовье пошло на убыль. Из-за убыточности производства сельхозпроизводители предпочитают скотину сдавать на бойню.

В качестве ужасного примера безхозяйственности привели Абатский район. В текущем году поголовье КРС уменьшилось там на 873 единицы. Одно из акционерных обществ, чтобы выплатить своим работникам задолженность по зарплате, пустило под нож 250 голов КРС. Докладывая о случившемся, глава Абатского района Владимир Гультяев называл разные причины: банкротство предприятий, продажа скота в другие сельхозорганизации, болезни животных.

Этот факт возмутил губернатора Тюменской области Владимира Якушева: «Сегодня скот практически невозможно купить ни в России, ни за рубежом, и правительство бьется за каждую голову, а местные предприятия с легкостью уничтожают целое стадо, пусть и низкопродуктивных животных». Главная на сегодня задача – сохранить каждую голову КРС, подчеркнул Владимир Якушев и напомнил, что правительство готово купить «ненужный» скот в любом хозяйстве за живые деньги и найдет, куда его перераспределить. И также отметил, что главы районов будут лично нести ответственность за сохранение поголовья.

С этого дня главы, не зная отдыха, обзванивают сельхозпредприятия – грозят и упрашивают не лишать жизни скотинку. Хотя говорить надо о другом: как помочь хозяйствам материально. Ведь никто не стал бы пускать коровушку-кормилицу под нож, если бы от нее была прибыль. Но начиная с прошлого года производство молока стало убыточным занятием. Вот что рассказал корреспонденту 72.ru заместитель генерального директора совхоза «Червишевский» Александр Северин: «По итогам работы в прошлом году мы получили убыток порядка шести миллионов рублей – при том, что у нас есть есть свое перерабатывающее производство. Из 17 тонн молока в сутки мы льем в пакеты примерно восемь тонн. А вторую половину сдаем крупным молкомбинатам. Убытки покрыли только за счет дотаций, которые правительство области выплачивает на каждый литр молока. Но размер дотаций уже второй год не увеличивается.

Вот и считайте: осенью 2007 года перед выборами цены заморозили, и закупочные цены в том числе. Весной закупочные цены снизили с 11 рублей до 7,5 за литр, а за это время, с осени корма в два раза подоражали и ГСМ – процентов на 30. Цена молока в магазинах увеличилась на 30-40%. В такой ситуации мы вынуждены сокращать поголовье. Режут скот, потому что его не прокормить с такой ценовой политикой. И главные виновники – крупные молкомбинаты, которые уменьшают закупочные цены. Налицо признаки отраслевого сговора. Заметьте, у них цены и отпускные, и закупочные почти одинаковые. Тюменские производители не могут соперничать с белорусами, установившими демпинговые цены на сухое молоко. Я как ни посмотрю в магазинах, так только чего теперь из сухого молока не делают: и сливки, и сметану, и даже творог, стоимость которого уже сопоставима с ценой на мясо».

В разговорах руководители крупных комбинатов отрицают факт производства продукции из сухого молока. Но судить о масштабах использования дешевого сухого сырья можно по таким признаку: согласно отчету департамента АПК в молочной отрасли рост производства в товарных сельскохозяйственных предприятиях составил 15%, а молочная переработка добавила продукции на 30%.

Здесь надо отметить, что тема засилия на рынке дешевого сухого молока из Белоруссии была поднята месяц назад премьер-министром страны Владимиром Путиным. Во время рабочего визита в Брянскую область он встречался с сельхозпроизводителями, которые открыли ему на многое глаза.

После той встречи появился документ, в котором антимонопольным органам настоятельно рекомендовали разобраться в ситуации, правохранительным – найти виновных, губернаторам – взять вопрос на контроль и доложить лично премьеру о закупочных ценах в их регионе. Так как дело архиважное, обнищание жителей села ничем хорошим не закончится. На заседании правительства вице-премьер Виктор Зубков отметил, что большое количество сухого молока в регионы завезено из Белоруссии и Украины – то есть из стран, с которыми у России нет ввозных пошлин на эту продукцию. «Это негативно сказывается на производстве цельного молока», – указал он. Так, по словам Зубкова, в ряде регионов закупочная цена на цельное молоко у сельхозпроизводителей упала в два раза – с 12 рублей до шести рублей за литр.

Александр Северин в результативность премьерских указаний не верит: «Показуха это все. Все все знают, просто делают вид, что борются. Если бы они реально хотели нам помочь, то запретили ввоз чужой продукции, а для нас сделали бы квоты. Сдаешь молоко в фиксированном объеме по нормальной рыночной цене, а все излишки – по низкой. Это было бы справедливо».

В эффективность заботы правительства не верят и остальные производители сельхозпродукции. На совете по реализации национального проекта «Развитие АПК» они просили власть помочь открыть небольшие предприятия по переработке молока. «Чем выше цена в магазине, тем ниже закупочная цена на этот продукт», – жаловались властям руководители хозяйств. Парадоксально, неправда ли: в условиях, когда комбинаты ссылаются на недостаток сырья, производители хотят открывать свои цеха по переработке.

Похожая ситуация была уже 15 лет назад в этой же отрасли. В условиях приватизации большинство перерабатывающих предприятий не рассчитывались с поставщиками за сырье, задолженности исчислялись миллиардами неденоминированных рублей. В суровые 90-е годы выжили только те хозяйства, которые смогли консолидируясь или в одиночку наладить производство готовой продукции. Памятником той эпохи стал, в частности, завод по переработке молока в с.Боровинка Заводоуковского района, который простаивает до сих пор. Хотя на фоне нынешних бед сельхозпроизводителей, возможно, интерес инвесторов к нему проснется.

По оценкам экспертов, если ситуация не изменится, то стоимость литра молока к концу года может составить уже 40 рублей, а сокращение поголовья скота продолжится. Бесполезно искать виновных в розничных торговых сетях: молоко относится к продуктам первой необходимости и торговая наценка на него там минимальна. Цены в значительной степени зависят от отпускных с завода, их рост заметен на протяжении последних шести месяцев. По словам директора Тюменского филиала ООО «Исеть-Молоко» Дмитрия Кривощекова, отпускная цена литра молока жирностью 3,2% составляет уже 21 рубль.

Фото: Фото Jupiterimages.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем