Генеральная прокуратура предложила МВД России отозвать подготовленную ведомством методику проведения экзаменов на получение прав. Напомним, она была утверждена начальником Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктором Кирьяновым и должна была вступить в силу с 1 ноября 2011 года. В ней предписывалось создать для приема экзаменов аппаратно-программные комплексы, которые позволят принимать теоретический экзамен без участия инспектора.
Напомним, 72avto.ru уже протестировал один такой АПК, одобренный ГИБДД. И вместе с экспертом – преподавателем автошколы Юрием Панченко – мы пришли к выводу, что это неказистое устройство, вряд ли способное дать реальную оценку возможностям потенциального водителя, обладающее к тому же ценником в 130 тысяч рублей, создано лишь для того, чтобы кто-то нажился на этой затее.
Также в методике предписано строительство автодромов, на которых кандидаты в водители должны сдавать первую часть практического экзамена, и тоже без участия инспектора. Вся работа инспектора сводится лишь к наблюдению за экзаменом, подтверждению того, что он прошел, и подписи на результатах, которые распечатает компьютер с отметкой «сдал / не сдал». Также, по новым требованиям, экзамен в городе должен проводиться под наблюдением видеокамер, установленных в салоне автомобиля. Таким образом устранялась еще одна из возможностей «помочь» новичку в сдаче практики.
Однако методика вызвала волну недовольства со стороны автошкол. Ведь она обязывала их вкладывать деньги в установку этих программных комплексов, оборудование автомобилей камерами, учебных площадок – знаками и разметкой в соответствии с методикой. «Только на согласование вопроса по прокладке коммуникаций для освещения может уйти до полугода, – заявил в интервью 72avto.ru член Совета ассоциации автошкол Тюменской области, директор автошколы «Автомобилист» Алексей Шукшин. – К тому же автодромы, до которых в 90-е годы мало кому было дело, сегодня находятся не в лучшем состоянии. В общем, все это вопрос колоссальных затрат, которые в итоге лягут на плечи автошкол. Никто не спорит, новые программы и требования необходимы, но делать это нужно грамотно и поэтапно».
Впрочем, автошколы не ограничились лишь одними сентенциями по поводу методики и пошли дальше. Их директора обратились в Генеральную прокуратуру с требованием отменить нововведение. И на прошлой неделе официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева сообщила информационным агентствам о том, что эта новая методика должна быть отозвана.
По мнению Генпрокуратуры, методика определяет формы и порядок проведения экзаменов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, а также систему оценки знаний и навыков кандидатов в водители. Таким образом, документ устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, являющихся участниками правоотношений в сфере подготовки водителей транспортных средств, рассчитан на неоднократное применение и обладает всеми признаками нормативного правового акта федерального органа власти.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Указа президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» методика не прошла государственную регистрацию в министерстве юстиции. В связи с этим она не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Генпрокуратура внесла представление, в котором предложила МВД отозвать методику, отменить положения о ее использовании и проинформировать население о ее неприменении, сообщает «Российская газета».
В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от комментариев отказываются, ссылаясь на то, что такого представления еще не получали. Справедливости ради отметим, что методика принята в соответствии с постановлением правительства, точно так же была принята и ныне действующая методика приема экзаменов, которая между тем у прокуратуры нареканий не вызывает.
Также любопытно, что схожие требования по оборудованию площадок и автодромов для приема экзаменов на права содержались еще в нормативных актах 1985 года. К ним добавилось только требование об оборудовании автомобилей камерами видеофиксации.