Тюменец Евгений Рубе продолжает путешествовать по России и делится с читателями 72.RU своими наблюдениями, ощущениями и, конечно, умопомрачительными снимками природной красоты нашей страны. В этот раз Байкал. И снова на байдарке. Цель — почувствовать это «море» в центре страны, чтобы в сдедующем году переплывть его с севера на юг. Как это было — читайте ниже. Далее — от первого лица.
В завершающемся году меня очень широко помотало по евразийскому континенту, от гор Приполярья на севере до Средиземноморья на юге и от готической западной Европы до… самой восточной точки в виде озера Байкал. О нем и речь.
Поздняя осень была выбрана неслучайно, я стараюсь каждый год выделить последнюю неделю сентября под «золотые фотографии» — это Алтай, Восточная Сибирь и вот — Байкал. Да, сроки эти обычно ненадежны по погоде, зато те 1, 2, 3 дня солнца, которые удается поймать, вознаграждают бомбическими фотосюжетами.
Мое путешествие было коротким — два дня. Цель — познакомиться с напарником, с которым в дальнейшем будем путешествовать, и, конечно, с самим Байкалом. До места добирался два дня: на поезде плацкартом из Тюмени до Иркутска ехать двое суток. Цена билета начинается от 6 тысяч рублей. Поездка была экономной, ночевал в палатке.
В этот раз я пошел с компаньоном из Иркутска на байдарках вдоль юго-западного побережья Байкала, где расположена полузабытая КБЖД (Кругобайкальская ж/д). Это старая часть Транссиба, которую строили в самом начале XX века и которой пользовались до 1956 года. Потом построили более короткий отрезок пути и КБЖД стала «слепым отростком». Сейчас это один из центов притяжения туристов на озере — море. Честно, озером мне Байкал называть не хочется.
Живописнейшая природа, обрывистые скалы, горы, поросшие девственной тайгой, ручная близость диких животных… Несмотря на относительно обжитой угол Байкала, здесь такая ручная близость дикого мира.
Здесь я с удовольствием узнал, что аншлаги про медвежью опасность нарисованы не для красоты, но имеют под собой логику: медведи действительно там ходят, по местной легенде, по одной штуке на 8 км дороги (а дороги там 80 км).
Я сам всю ночь слушал, лежа в палатке, трубные призывы гонного изюбря (я такое проходил уже очень давно в Германии с благородными оленями) — очень сильное ощущение, этот древний могучий рев — стон. Ночь, луна, треск рогов… Это очень крутое действо. А еще прямо рядом с нашим костром, буквально в 100 м, весь вечер ходил орал/ревел/тявкал такой же гонный самец косули, пока я не обматерил его по-уральски трехэтажным и тот нехотя поутих. В воде нерпы туда-сюда башками вертят.
Сама КБЖД — это архитектурный памятник силе и упорству строителей, а строили этот участок и русские, и китайцы, и итальянцы, и поляки — разнорабочих и инженеров нанимали со всего континента. Это несколько десятков красивых тоннелей и мостов. Здесь пахнет историей и дикой природой.
Посетить эти места можно на прогулочном катере из Листвянки (курортный поселок в 50 км от Иркутска). Или на электричке, есть обычная местная «копеечная», называется «мотаня». А есть экскурсионный поезд из Иркутска, с сопровождением и экскурсоводом (чуть подороже, но вполне адекватно). Но надо быть готовым, что экскурсия будет больше на английском языке, так как китайских туристов там 90%.
А можно и ногами. Этот отрезок железной дороги длиной 80 км, пешие туристы ходят с палаткой или ночуют на турбазах, коих там тоже достаточно.
Я же потрогал Батю (море) веслом, мы с ним договорились, он добрый, если с ним по доброму, он будет ждать меня на следующий год. Пройду его полностью с севера на юг на байдарке, около 700 км. Когда же июнь…
Наши читатели любят рассказывать о своих поездках, далеких и близких. А мы рассказываем вам про их впечатления. Почитайте, какая красота есть на Урале всего в 500 км от Тюмени — на озере Тургояк. Совсем недавно мы писали историю тюменки Светланы, которая исполнила свою давнюю мечту и побывала в городе на Босфоре — Стамбуле. А вот здесь можно окунуться в прекрасную историю про путешествие в Узбекистан.