Россия закрыла перелеты в Турцию — с 15 апреля останавливается авиасообщение по всё той же коронавирусной причине, пока до 1 июня. О том, что делать туристам, находящимся на территории страны, и тем, кто только планирует отдых, мы написали большую памятку, в которой подробно описали, что случилось и какие действия необходимо предпринять. Мы пообщались с отдыхающими и россиянами, которые живут в Турции, — они рассказали, какая сейчас обстановка в стране.
Анна Сельчук, живет в Турции 12 лет
Анна живет в городе Измите, недалеко от Стамбула. Она рассказывает, что сейчас для граждан страны и людей, имеющих вид на жительство, введены строгие ограничения. Они появились в октябре 2020-го, когда ситуация стала ухудшаться и туристический сезон закончился.
— Это было ожидаемо. Закрыли кафе, бассейны, досуговые места, почти все спортсалоны, общепит остался навынос. Проще сказать, что вообще в стране работало. Ограничили перемещение несовершеннолетних — были специальные детские часы, они действуют до сих пор. Обучение онлайн, кроме 8-х и 12-х классов, и то они ходят в школу не каждый день, посменно. Работают, по сути, только торговые центры, фуд-корты — навынос, общественный транспорт, больницы, экстренные службы. Просвет наметился в конце февраля — начале марта, когда страну поделили на «красные», «оранжевые», «желтые» и «синие» зоны. Всем, кроме «красных», разрешили открыть кафе для посетителей, но недолго радовались: спустя недели три ситуация начала ухудшаться и ввели комендантский час. С октября по февраль сидели дома с 21 часа до 5 утра, включая выходные. C наступлением Рамадана, когда мусульмане постятся, кафе и рестораны снова закрыли для посещений. Вчера объявили об ужесточении запретов — комендантский час теперь с 19:00 до 5 утра и нельзя перемещаться между городами без спецразрешения. В стране кризис, выросла безработица, курс доллара, рост стоимости грамма золота и коронавирус — три общие темы для всех, — рассказывает Анна.
Со слов Анны, комендантский час не действовал и не действует на тех, кто имеет статус туриста, — им можно передвигаться без ограничений. Местным тоже можно получить разрешение — и под видом похода в больницу посетить друзей.
— Жители Турции любят социализироваться и даже во время запретов собираются в гостях большими компаниями, многие приезжают друг к другу на выходные проводить вместе эвдекал (буквальный перевод — «сиди дома», комендантский час так называют здесь). Практически никуда нельзя попасть без HES-кода (персональный номер, который стали присваивать человеку в Турции во время пандемии. HES-код позволяет отслеживать перемещения людей, знать, какие места посетили заболевшие люди или люди, находящиеся в группе риска. — Прим. ред.) — в административные учреждения, больницы, кафе, и даже транспортные карты к нему привязаны. Система отслеживает социальные контакты (с заболевшими в первую очередь).
Многие живущие здесь говорят, что в России сейчас лучше находиться, меньше запретов и стабильнее ситуация с ковидом. Попасть на родину отныне стало сложно — все, видя резкий скачок числа заболевших, предугадывали итоги совещания Росавиации. Небо закрыли, но все до последнего надеялись, что этого не произойдет. На работе местных авиакомпаний это пока не отразилось, — рассказывает Анна.
— Ситуация с ковидом коснулась многих занятых в различных сферах. Люди теряют работу, предприятия вынуждены сокращать персонал. В туристических городах — Анталье, Мармарисе, Аланье, Бодруме — всё очень грустно, сезон планировали открыть в надежде на то, что приедут туристы из России. Да, путевки подорожали, но это связано и с ростом курса доллара в Турции, и с повышением цен на все продукты питания, бензин (литр 95-го у нас стоит больше 70 рублей, а клубника, на которую сейчас сезон, — 150–170 рублей).
Заболеваемость растет, и статистика — неумолимое тому доказательство. Столь стремительный скачок многие — как простые люди, так и власти — связывают с тем, что на непродолжительное время были послабления (субботу открыли от локдауна и рестораны для посетителей). Как начался резкий скачок, гайки снова закрутили. Ситуация с ковидом по-прежнему пугает: если вдруг спустишь маску на нос, рядом находящиеся люди делают страшное лицо и начинают шикать. Выйти на улицу без маски равносильно голому. Ситуация немного успокоилась, народ привык, если сравнивать с первой волной, но всё еще тяжело. Маску надо носить везде (кроме собственного дома, а некоторые и в личном авто ездят в ней). В Турции, кстати, организовали прививочные туры в Россию. Говорят, стоить это будет 1100 евро, записи на прививку в больницах есть — вакцины нет, поэтому очереди и лист ожидания. Желающих привиться хоть отбавляй. Многие говорят: «Россия создала свою вакцину, поэтому в стране сейчас такая благополучная ситуация». Как в панацею верят: всех разом вакцинировать — и вирус отступит.
— В больших городах ситуация напряженная, особенно в Стамбуле. Насчет запретов на въезд переживают только живущие в Турции россияне. Многие на лето собирались домой, в гости, повидаться с родными и близкими. Недовольны двухнедельным карантином по прилете. Боятся, что на фоне ограничений резко вырастет стоимость авиабилетов. Вряд ли это политическая игра со стороны России. Когда вся Турция в «красной» зоне по ковиду и за три недели статистические данные резко рванули вверх, говорить об этом немного глупо. Наоборот, соваться в неблагополучную по ковиду страну было бы безрассудством — со стороны частных лиц. Волнений не чувствуется, всем надоело сидеть дома, это давит на психику, на настроение, повышает депрессивность вкупе с инфляцией и постоянной угрозой лишиться работы, — говорит Анна.
Иван Рябов, улетел в Турцию с рабочим визитом
Иван улетел в Турцию две недели назад по рабочим вопросам. За эти дни он успел побывать в нескольких городах — Аланье, Анталье, Каппадокии и Мерсине.
— Что касается ситуации с COVID-19, я увидел то, что картина не сопоставима с той, что мы видим в России по телевизору. Здесь не умирают на улицах, нет очередей в больницу, не ездят бригады в костюме химзащиты. За те две недели, что я здесь, ни разу не столкнулся даже с кашляющим турком, не говоря уже о больных. Судя по разговорам с местными жителями, они или их знакомые болели коронавирусом полгода или год назад. Говорят, 200 человек на 100 тысяч: этого не видно, — говорит Иван Рябов.
Иван отмечает, что во всех городах, где он был, сохраняется масочный режим — и на улице, и в помещении, это контролирует полиция, маски носят высокого качества, не такие, как в России. Людям измеряют температуру, антисептик — вещь первой необходимости.
— Я был в Мерсине и встречался с мэром города по поводу помощи русским туристам и организации русской общины, мы затронули тему ковида — он характеризует ситуацию в Мерсине как безопасную, эпидемии нет. В городе всё работает в штатном режиме, на улице многолюдно, — делится Иван. — Я летал из города в город, на внутренних рейсах проблем нет, думаю, что запрет на въезд — это политическая игра, которая исходит со стороны России, а не действительные меры по предотвращению заболеваемости. Я успел удачно купить билет — из Аланьи домой, в Новосибирск, на 14 апреля за 4000 рублей — не знаю, будет рейс или нет, посмотрим, вариант, как улететь домой, найти можно, полететь через Беларусь например. Мои знакомые из Москвы столкнулись сейчас с тем, что их рейсы отменены и деньги не возвращают, предлагают ваучеры. Мои друзья, которые находятся в Турции, не могут купить билет обратно — стоимость резко подорожала и началась спекуляция билетами именно со стороны авиакомпаний.
Регина Низамутдинова, отдыхает в Аланье
— Мы прилетели отдыхать вместе с семьей 9 апреля. Сложностей с прилетом у нас не возникло: сделали тесты, получили HES-код. Трансферы, гиды, отели, экскурсионные программы — всё работает как обычно. До воскресенья, 11 апреля, туристов было мало, но после выходного дня поток отдыхающих заметно увеличился и обстановка стала оживленнее.
Когда мы выходим из отеля, нам выдают одноразовые маски, везде есть антисептики. Приборы в заведениях выдают в одноразовых пакетах, шведский стол находится за стеклом — сотрудники сами накладывают еду. Если на улице спущена маска, в вежливой форме просят ее надеть. Обстановка довольно спокойная.
Отдых у нас запланирован на две недели — 23-го числа мы должны вылететь обратно. Представители турфирмы предупреждали нас о том, что есть вероятность запрета на въезд на территорию Турции, но отдыхающих это не коснется, и мы спокойно улетим домой согласно своему расписанию.
В зоне Wi-Fi или в заведении мы слышим, что люди обсуждают закрытие авиасообщения с Россией, но я бы сказала, что это больше оптимистичные разговоры, люди улыбаются и шутят, что останутся жить в Турции, и пусть закрывают. Никто не волнуется, а будто даже радуется.
Наталья И., отдыхает в Анталье
— Я прилетела в Турцию 8 апреля, улетать обратно должна 17 апреля. Никто не знает, как будет осуществляться вывоз туристов, но, насколько я знаю, регулярные перевозчики типа S7, согласно расписанию, посадят нас на рейс. Татьяна Голикова сказала, что те туристы, которые на данный момент находятся на отдыхе, будут вывезены спокойно и без паники. Хотелось бы верить, что так и будет. Я не скажу, что туристы волнуются, они скорее радуются тому, что успели отдохнуть, а те, кто приобрел билеты на даты после 15 апреля, так и не смогут ими воспользоваться, думаю, волнуются из-за запрета больше они.
В Анталье обстановка такая же, как была во время пандемии, — все ходят в масках, люди носят их даже в машине, в которой находятся со своей семьей. Мы были на экскурсии в маленькой деревушке — и там местные жители носят маску. Турки на порядок сознательнее нас и соблюдают правила по совести, а не по строгой необходимости. Они очень щепетильны в вопросах эпидемиологической безопасности. Сейчас начался Рамадан, и заведения работают только навынос, до начала Рамадана рестораны и кафе работали в обычном режиме — столы расположены на расстоянии 1,5 метра друг от друга.
Отели готовились к началу сезона и сильно ждали его — он должен был начаться уже скоро. Более 500 тысяч туристов собирались прилететь на отдых в мае, а теперь не смогут этого сделать. Это огромный урон как для наших туристов, так и для целой республики — турки очень рассчитывали заработать денег в этот период.
Обстановку в Анталье сейчас могу охарактеризовать как типичную обстановку туристического города — отдых прекрасен, его не сравнить ни с Крымом, ни с Сочи. Цены сейчас низкие на всё: мои траты на 9 дней отпуска составили 37 900 рублей: 23 000 рублей — перелет туда-обратно регулярным рейсом, 13 000 рублей — отель «4 звезды» с завтраками в Старом городе, 1900 рублей — ПЦР-тест. На еду (качественную) я каждый день трачу примерно 2000 рублей — не езжу туда, где всё включено. После поездки мне нужно будет сделать еще один ПЦР-тест — это еще 1900 рублей.