Зимние путешествия — особый вид азарта. Пока одни всё холодное время года тоскуют по лету и солнцу, вторые ловят возможность увидеть прекрасные места. Группа тюменцев решила покорить Байкал. Мужчины провели несколько дней, скользя по льду на коньках. Как прошло такое необычное путешествие — читайте в авторской колонке Александра Арефьева.
«Начало весны — лучшее время для знакомства с зимним Байкалом», — утверждают все побывавшие там туристы. Вот и мы — простые тюменские парни, члены турклуба ТИУ, команда «Альянс» — наконец собрались оставить следы коньков на самом большом катке в мире! С декабря начали подготовку: пару раз в неделю катались на коньках. Мы все пятеро — туристы, ходим и на Алтай, и на Урал, но в такое путешествие на коньках мы отправились впервые.
Сначала добрались до Иркутска на поезде (дорога заняла двое суток), оттуда еще 300 километров до села Бугульдейка — это уже на берегу озера. Край встретил нас солнечной погодой и сразу же заворожил бескрайними просторами. Мы все впервые увидели Байкал, началась беспорядочная фотосессия.
Из-за фотосессии в путешествие по Байкалу мы вышли поздно, поэтому решили пройти немного и остановиться на ночевку на льду. По пути нам встречались аппараты на воздушной подушке, местные их называют «Хивусы». На таком транспорте возят туристов по зимнему озеру, показывая достопримечательности.
Местные нам говорили, что ночевать на льду — это удовольствие своеобразное: лед постоянно трещит и издает разные звуки. Сон спокойным не назовешь. Было решено испытать это на себе, поскольку никто ничего подобного раньше не делал. В том месте, где мы ночевали, никаких тресков и странных звуков не было, возможно, потому, что вокруг были торосы.
Торос, торосы или торосья — нагромождение обломков льда до 10–20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова озера.
Ночь была теплая, температура держалась в районе -15 градусов. Впятером разместились в четырехместной палатке. Переночевали хорошо. Утром выпал снег, припорошив весь лед вокруг. Приготовив завтрак на газовой горелке, двинулись в путь сквозь поле торосов. На коньках по ним передвигаться было невозможно, поэтому час пришлось идти пешком, пока не вышли на чистый лед.
На второй день нам предстояло дойти до бухты Песчаной, это примерно 25 километров.
Пройдя примерно половину пути, мы услышали треск льда. Не единичные звуки, а именно шум. Местность вокруг Байкала сейсмоактивная, поэтому решили, что это была пара толчков, которые пошевелили лед. Заснеженные участки и торосы не давали возможности быстро передвигаться, но к четырем часам дня мы достигли нужного места.
На ночевку остановились в домике метеорологов — местный старожил сдал нам комнату. Эту ночь провели в тепле.
Байкал славится своими сильными ветрами, в этом мы убедились, в очередной раз прогулявшись в окрестностях метеостанции. На склонах растут лиственницы, почву из-под которых выдуло. И остались мелкие камешки размером с перловое зерно. Деревья, чтоб выжить, пустили корни вглубь, получилось, что корни деревьев примерно метр тянулись к земле по воздуху. Официально это называется «ходульные корни».
Наутро мы снова двинулись в путь. На этот раз нам предстояло пройти по льду 36 километров до села Голоустное. За ночь ветер раздул снег, и ехать на коньках по ровному льду было одно удовольствие. На месте уже оказались после обеда.
Рассчитывали оттуда двинуться дальше, но пришлось заночевать — потеряли много времени на обед и упаковку снаряжения. Все домики на первой линии были либо заняты, либо дороги. Пройдя вглубь села, нашли приличный гостевой дом, где и остались до утра. Подъем запланировали пораньше, чтоб наверстать потерянное время. Выйдя на лед, мы застали восход солнца.
Предстояло пройти 43 километра. Погода нас радовала: дул попутный ветер. Беды ничего не предвещало, но часа через три ветер усилился. И иногда можно было скользить по льду, подобно паруснику, не прилагая усилий.
После нам пришлось уже постоянно притормаживать, поскольку ветер дул сильно и быстро разгонял. Последний час мы уже боролись с ветром. Интернет показывал, что скорость ветра порядка 15 метров в секунду. Сани с вещами уже тащились не сзади, а сбоку или впереди — их сдувало. Волей-неволей мы падали через каждые 20–30 метров. Из-за ветра решили уходить к берегу, так как идти стало просто невозможно.
Смогли добраться до мыса Кадильного, там устроили привал. На наше счастье в пурге показался маленький грузовичок, везущий дрова. Водитель сказал, что обратно поедет минут через 20 и подвезет нас. Спустя минут 40 нас высадили в селе Большие Коты. Оттуда уехали в Иркутск.
Поездка понравилась. За три с половиной дня прошли 96 километров. Много нового и необычного было в эти дни.
Путешествие обошлось примерно в 15 тысяч рублей на человека. Основная статья расходов — транспорт. Большую часть денег туристы потратили на поезд до Иркутска и переброску оттуда до озера.
В 2019 году турист из Тюмени досрочно прервал тур на коньках по Байкалу — мужчина подвернул ногу, его эвакуацией занимались спасатели.
Что мы еще писали про отдых?
В пандемию многие ищут альтернативные виды отдыха и выбирают только доступные места и страны. Недавно тюменка побывала в Стамбуле, но город ей ужасно не понравился. Почему — читайте по ссылке. Многие этой зимой открыли для себя Занзибар, который принимал туристов, пока большинство стран никого не пускали. Отдых оказался дорогим, но впечатляющим.
Прошлым летом многим пришлось отдыхать в России — заграничные курорты никого не принимали. Бурные споры вызвала колонка тюменки, которая хотела провести отпуск в Турции, но ей пришлось уехать в Крым. Полуостров оказался просто «дорогим совком» с неудовлетворительным сервисом и платными туалетами даже для посетителей. Вы задумывались когда-нибудь про отдых в Дагестане? Почитайте колонку тюменки про отпуск здесь (самый бюджетный в жизни). Что надо знать перед поездкой в Сочи и правда ли, что там сливают канализацию в море, рассказала Лидия Носова. А Ольга Бузулукская отправилась в пеший тур по Краснодарскому краю.