Пару лет назад семья Баталиных ради интереса решила подсчитать расходы на содержание своей иномарки. Только на топливо семейный универсал «требовал» по 76 тысяч рублей в год, а ещё нужно платить за ТО, страховку, ремонт. Посоветовавшись, супруги свою легковушку продали и не жалеют. О том, как у них появились уникальные кастомные велосипеды, Иван и Ольга рассказали 72.ru, а мы — вам.
Прохожие шепчутся за спиной, воры пытаются разобрать велики на запчасти
— Наши велосипеды — простой и электрический — всегда привлекают много внимания из-за своего необычного облика. Мой самостоятельно собрал муж, вдохновившись столичными клубами для любителей и владельцев кастомизированных велосипедов — «Растабайк». От идеи до реализации ушло 3–4 месяца. Дольше всего ждали раму, которая ехала к нам из Германии: сварил её для нас один немецкий кастом-клуб.
В день всей семьёй можем проезжать на великах суммарно по 36–50 километров. На днях поехали в поликлинику на Ватутина, там нас не приняли, на Дружбе — тоже, потом по делам доехали в район школы № 13. Соседи уже нас узнают, привыкли к необычному виду наших велосипедов.
Когда паркуем наши велики в общественных местах, многие подходят, чтобы внимательно рассмотреть. Некоторые пытаются сбить камнем тяжелую железную цепь, которой крепим наш транспорт на велопарковках. Пару раз воровали зеркала, клаксон. Колеса воришки снять даже не пытаются: без специнструментов, которые у нас есть, сделать это попросту невозможно.
Обычно впереди едет Иван на велосипеде с тележкой, я — следом. Для тепла и безопасности детей берём тёплое мягкое одеяло или плед, внутри прицепа есть прочные ремни безопасности, а снаружи — специальный защитный чехол, чтобы в малышей не летели брызги и мелкие камешки.
Косые взгляды прохожих в наш адрес вижу я, потому что еду за мужем. Слышу, что про нас говорят, замечаю, что тычут пальцем. Самый распространённый возглас в наш адрес: «О, Господи, что это такое?!» И очень много кто возмущается из-за того, что мы едем по пешеходным дорожкам. Дело в том, что при перевозке детей запрещено передвигаться на велосипеде по проезжей части. Увы, не все об этом знают.
В чем главные плюсы и минусы самодельного электробайка
— Ремонтировать наши с мужем велосипеды приходится постоянно: периодически из строя выходит то одно, то другое. Нужно ухаживать за велосипедами, чтобы они служили вам долго. В случае с электробайками желательно разбираться в том, как они устроены, потому что специализированного сервиса в Тюмени для них ещё нет. Созданию и ремонту авторских великов Иван научился сам: инженеру по образованию сделать это было легко.
Основные проблемы случаются с электрикой. Проводка так или иначе всё равно гниёт, предохранитель внутри аккумулятора периодически перегорает. Дома есть специальная паяльная станция: простой паяльник тут не справится из-за большой толщины проводков.
Аккумулятор съёмный, мощность 0,5 кВТ. Полностью заряжается за пару часов от обычной розетки через блок питания. «Батарейка» для велика уже старая, ей три года, поэтому зимой её хватит на 20 километров, летом — на 40 километров, если ехать без полной нагрузки. Если нагрузить велосипед до 200 килограммов, то дистанция, на которую хватает батарейки, сокращается до 12 километров летом и 4–5 километров — в холодное время года.
Электробайк, в отличие от того же электрокара, выгодно отличается тем, что он не остановится как вкопанный, если разрядится. Сможете спокойно продолжить путь, для этого просто нужно начать крутить педали, как на обычном велике. Просто включаете пониженную передачу — и вперёд.
Сколько стоят такие велики и как ездить на них зимой
— Велосипед мой сейчас стоит 72 тысячи рублей без планетарной втулки (восьмискоростной трансмиссии): она — плюс ещё 20 тысяч рублей. Её можно и не ставить, но она существенно упрощает передвижение зимой или с большими нагрузками. Когда везешь 180–200 килограммов груза, особенно на участках с подъемом, втулка очень помогает.
Зеркало мы покупали за 1500 рублей, сейчас оно на тысячу дороже. Оно обычное велосипедное под резьбу М-8, поэтому при желании мы бы могли поставить зеркало от мотоцикла. Клаксон — самая дешёвая деталь: в любом веломагазине такой найдете по цене от 100 рублей и выше. Телега для перевозки детей — 21 тысяча рублей, заказать такую в Тюмени можно у официального представителя компании — например, во FreeRide или торговой точке на пятом километре Старотобольского тракта.
Тележка рассчитана на 17 килограммов нагрузки, но мы однажды погрузили и больше после похода в строительный магазин. Считайте: двое детей (3 и 5 лет) и пара пачек керамогранита — 75 килограммов. Она не сломалась, но колёса сильно просели. Не делайте так.
Зимой в морозы надеваю обычный пуховик, джинсы. Некоторые в шутку предполагают, что зимой я ношу трусы с подогревом. Нет, обычные. Как и всегда. В лютый холод особенно сильно мёрзнут руки и колени, когда ждёшь нужный сигнал светофора.
Но, несмотря на все небольшие трудности, за руль машины всё равно возвращаться не планируем. В случае крайней необходимости можно взять такси, ведь так?
Велосипеды — это круто, но не мой вариант. Что ещё можете предложить?
Для нашего сибирского климата подходит дом на колёсах: на одном из таких по всей стране колесит жительница нашего города. И даже на кабриолете вам будет комфортно ездить по Тюмени в холода, если в сиденье есть специальное устройство — «теплый шарфик».
До 35 градусов мороза заводится электрокар, зарядка которого стоит всего 8 рублей. Впрочем, на нескольких парковках у шоппинг-моллов вы можете заправить их бесплатно. Так сделал владелец легендарной Tesla за 18 миллионов рублей, а тюменцы записали на видео визит творения Илона Маска в наш город.
А вот ретрокар ГАЗ М-1, который в довоенные годы возил местных чиновников, ездить в морозы не будет. Не приспособлен для зимы и даже осени и суперкар, собранный из старого «Москвича» и комплектующих от 20 разных автомобилей. Зато он очень красивый, держите видеодоказательство.