Брусника раскрыла новые подробности развития территории бывшего завода медоборудования. Строительство района «Республики 205» в границах улиц Пермякова, Энергетиков, Воровского и Республики стартовало весной. По плану, здесь должно быть возведено около 350 тысяч квадратных метров жилья, школа, детские сады, медицинский и детский центры, организованы ресторанная улица и сеть общественных пространств. Одним из них станет креативный кластер. Он разместится в цехе, где до 1985 года выпускали медицинские зажимы, а после, когда открыли производство шприцев, стали делать стерилизаторы. В здании стояли прессы, молоты, штамповочное оборудование.
Сам цех с большим открытым внутренним пространством и окнами-пролетами располагается в центре жилого района. Он будет доступен для всех горожан. Предполагается, что «Кузница» станет площадкой для нескольких институций — галереи, лектория, книжного магазина-библиотеки, кинобара и точек креативного pop-up-ритейла. Кто станет резидентами кластера, пока неизвестно.
— Вписывая этот объект в мастер-план района, мы, с одной стороны, сохраняем историю места, его характер, идентичность, а с другой — даем пространству совершенно новую жизнь. От старого здания останутся только стены и окна, кардинально поменяется назначение и функционал. Мы мыслим цех как точку сборки, «сшивающей» ткань района, создающую возможности для творчества, свободного самовыражения, раскрытия талантов, — говорит Виктор Корчагин, директор Брусники в Тюмени.
Одна из задач «Кузницы» — превратить район «Республики 205» в круглогодичную фабрику событий. Поэтому одним из центральных элементов концепции ревитализации цеха стала гибкость пространства, его способность адаптироваться к разным сценариям использования. На площади, которую архитекторы Брусники спроектировали перед бывшим промышленным ангаром, в зависимости от сезона можно будет устраивать фестивали, летний кинотеатр, заливать каток и проводить концерты.
Арт-пространства — тема для Тюмени не уникальная, но всё еще новая. Впервые о необходимости создания подобных площадок местные власти заговорили еще в середине 2010-х, но к практике перешли только в 2019-м. Чтобы понять, как интегрировать подобный формат в городскую среду и как превратить его в нечто экономически целесообразное, администрация даже привлекла консультантов из McKinsey. В итоге к текущему моменту были реализованы три проекта — Контора пароходства на набережной, «Гаражи» на Володарского, 27/1 и Factura во дворе швейной фабрики.
Для российских столиц и европейских городов арт-кластеры — явление привычное. Как правило, они создаются на территории бывших промышленных предприятий. Наиболее известные примеры — Винзавод, Флакон, ArtPlace в Москве, Севкабель Порт, Флигель, Новая Голландия в Питере, Spinnerei в Лейпциге, Lowenbrau в Цюрихе, Kunst-Werke в Берлине, Pulse 5 Цюрих, Tate Modern в Лондоне, LX Factory в Лиссабоне, Galataport в Стамбуле.
Подобные проекты — непременное условие удержания и привлечения высококвалицифрованных кадров и креативного класса, людей, для которых плотность и разнообразие событий является одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории.
— Это естественное следствие перехода от индустриального к постиндустриальному укладу, к экономике, созданной на знаниях, таланте, интеллекте, — говорит Виктор Корчагин. — Изменение технологий и конкурентной среды привело к тому, что заметная часть заводов — не только в России, но и по всему миру — потеряла свое значение. И превращение их целиком или частично в арт-пространства — один из лучших вариантов интеграции промышленного наследия в современный контекст.
ООО «Брусника. Специализированный застройщик», brusnika.ru