Речной порт — одно из знаковых мест Тюмени. Некогда мощное предприятие к началу 2010-х фактически прекратило существование. За редевелопмент этой площадки в 2018-м взялась «Брусника», а в 2023-м этот проект стал героем серии публикаций на 72.RU. Четыре эпизода уже вышли — об истории места, о том, как будет устроен новый район, об архитектуре и о его первых жителях. В этой серии — об идентичности.
Изучая богатую историю тюменского речного порта, «Брусника», которая строит здесь одноименный район, наткнулась на исторические артефакты и решила их сохранить. Так венгерским портальным кранам, электростанции XIX века и даже 30-летнему дубу дали вторую жизнь.
— Приступая к разработке проекта, мы всегда анализируем контекст и историю места, на котором собираемся строить, — говорит исполнительный директор «Брусники» в Тюмени Виктор Корчагин. — Это помогает сформировать правильную стратегию развития территории, связать старое и новое, сохранить материальное и, что иногда более важно, нематериальное наследие.
«Ганц» и «Альбрехт»
«Ганц» и «Альбрехт» — два портальных крана на рельсовом ходу, произведенные на Венгерском судо- и краностроительном заводе в Будапеште в конце 1960-х годов. «Ганц» (он поменьше) «Брусника» решила превратить в арт-объект, а «Альбрехту» вернуть историческую окраску и оставить на кромке речного порта для сохранения духа места. Кстати, последний до сих пор в рабочем состоянии, в отличие от «Ганца»: сначала строители даже хотели задействовать его в возведении домов, но технологии теперь другие.
Сейчас «Ганц» разобрали, перевезли поближе к первому сданному дому и готовят к консервации. Перед тем как создать арт-инсталляцию, инженерам предстоит сделать его безопасным, неподвижным и устойчивым к ветровым и температурным нагрузкам. Далее кран окрасят в соответствии с дизайн-проектом (его разрабатывает один из самых известных российских стрит-арт-художников, но кто именно — «Брусника» хранит в секрете). По завершении всех работ «Ганц» украсит общественную площадь в южной части жилого района.
Что касается «Альбрехта», пока строители бережно передвигают кран по рельсам, чтобы не повредить его при строительстве домов. Этот кран также ждет ряд улучшений и модификаций, но главное — это восстановление заводских цветов.
Якорь и винты
Полуторатонный якорь и пароходные винты — эти артефакты не найдены на территории речного порта. Чтобы их добыть, девелоперу пришлось съездить на разведку в Омск, пережить моряцкий обман и обойти конкурентов.
Дело было в 2020-м. Чтобы напомнить о некогда успешном Западно-Сибирском речном пароходстве, «Брусника» решила приобрести якорь. Его нашли в Омске. Высотой четыре метра и весом почти полторы тонны, он уже был списан и как будто продан на лом. Винты, к слову, тоже оказались немаленькие — диаметром полметра и весом 200–300 кг каждый.
Доставлять решили на барже, которая везла в Тюмень металлопрокат для какой-то из нефтедобывающих компаний. Путь по Иртышу, Тоболу и Туре должен был составить десять дней. Но тут случилось странное. На середине пути информатор «Брусники» сообщил, что при переходе из Тобола в Туру речной толкатель баржи сел на мель.
Чтобы спасти ситуацию, специалисты компании вызвали новый толкатель. Вскоре информатор сообщил, что всё в порядке, баржа вновь на ходу. В итоге она дошла до села Яр и отгрузила металлопрокат. Следующей остановкой должен был стать «Речной порт». Но этого не произошло: до информатора или команды дозвониться не получалось.
Баржу обнаружили спустя неделю. Ни якоря, ни винтов на ней не было. Две тонны металла как в воду канули. Единственное, что сказал тогда капитан: «Целую неделю сидела на мели, надо ж было как-то выживать». Специалисты «Брусники» не сдались и снова нашли якорь — теперь в Великом Устюге. Его уже вот-вот должны были перекупить. Но предоплата определила счастливый исход истории. На этот раз якорь везли фурой.
Пока якорь и винты расположились рядом с Инженерным центром застройщика, но впоследствии тоже станут частью большого прибрежного парка.
Дуб-подросток
В северной части застройки «Речного порта» сохранился 30–35-летний дуб (это примерный возраст). Он оказался настолько красив, что команда проекта посчитала его выкорчевывание недопустимым. Дерево учли в мастер-плане и спроектировали вокруг него площадь.
Состояние растения ландшафтные архитекторы оценивают как удовлетворительное, с пышной кроной и здоровыми листьями. В особом уходе дерево не нуждается, так как ввиду возраста и размеров находится на самообеспечении. Сейчас оно ждет пересадку: дуб находится чуть ниже уровня проектирования, поэтому его планируют выкопать и поднять на нужный уровень, обновив субстрат. Пока дереву прописан регулярный осмотр, полив из расчета 30–50 литров на кв. метр приствольной лунки, дождевание кроны, санитарная обрезка и подкормка корней.
В «Бруснике» это не первый случай, когда к дереву отнеслись как к человеку. В квартале «Дунаевский» в Новосибирске вокруг ели построили дом.
Электростанция Ивана Игнатова
И наконец, пожалуй, самый сильный артефакт, сохранившийся в контуре нового района в речном порту, — историческое здание электростанции. В XIX веке ее построил известный местный купец, пароходчик и владелец механического завода Иван Игнатов. Тогда это была первая в городе частная электростанция, которая освещала пристань, здание конторы пароходства, дом купца и монастырь по соседству. Здание функционировало до 1980-х годов, а в 1994 году его включили в список объектов культурного наследия. Специалисты установили, что электростанция представляет ценность как уникальный для города тип каменного особняка и яркий представитель популярного в России «краснокирпичного стиля».
До 2015 года здание было законсервировано и находилось в плачевном состоянии: полуразрушенные стены, развалившийся фундамент, отсутствие крыши и окон, а еще свалка, строительный мусор, заросли внутри и снаружи. В таком виде оно было выставлено на городском аукционе, где его приобрел местный предприниматель Сергей Вобликов.
Он известен в Тюмени тем, что занимается восстановлением утраченных зданий, адаптируя их под коммерческое использование. Электростанция не стала исключением, правда, ее восстановление осложняла окружающая территория: гаражи, промышленная зона и неиспользуемые заброшенные сооружения. Даже если полностью восстановить здание, то в таком месте ему сложно было найти применение.
Территория вокруг электростанции действительно не имела никакой функции и выглядела депрессивно, пока в 2019 году компания «Брусника» не занялась ее редевелопментом и не инициировала строительство жилого района «Речной порт». Уже на этапе разработки мастер-плана архитекторы интегрировали здание электростанции в среду нового района: по завершении строительных работ перед ним планируют благоустроить общественную площадь с местами отдыха и озеленением.
Процесс реставрации здания электростанции длился около семи лет. За это время удалось укрепить фундамент и обустроить кровлю, сделать отсечную и вертикальную гидроизоляцию и восстановить кирпичную кладку. Далее архитекторы адаптировали здание под новую функцию за счет переустройства внутреннего пространства. «Ядром» стал автономный металлический каркас, не примыкающий к наружным стенам, который позволил сделать антресольный этаж в центре здания. На первом уровне каркаса собраны все коммуникации и помещения, не требующие естественного света. При этом периметр остался открытым и двухсветным. В 2022 году работы закончились и в здании решено было разместить офис «Брусники».
При разработке дизайна интерьера команда проекта сделала акцент на сохранение открытой кирпичной кладки, как на фасаде. В сочетании с большими арочными окнами такой прием усиливает эффект исторического особняка. В элементах интерьера есть отсылки к территории речного порта: стену на входе украшает геометрический паттерн с портальными кранами. Также в ходе реставрационных работ нашли много артефактов, например железнодорожные рельсы известного завода и кирпичи с клеймом. Их сохранили и тоже планируют использовать в интерьере.
Застройщик — ООО «Жилой район Речной порт. Тюмень». Проектная декларация — на сайте Наш.дом.рф.
ООО «Брусника. Специализированный застройщик», tyumen.brusnika.ru