В Тюмени зафиксировали небывалый рост цен на недвижимость — это следствие большого спроса на квартиры, нехватки кадров на рынке и роста цен на материалы. Причины, почему люди стали покупать квадратные метры, кажется, очевидны: предложений на рынке не так много, дольщики защищены эскроу-счетами, ставка по ипотеке довольно щадящая. Но на рост повлияли и другие причины, например наличие авто у тюменцев и количество проведенных часов онлайн. Какие еще — рассказал Ильдар Хусаинов, директор АН «Этажи». Далее — от первого лица.
Почему растут цены на недвижимость? Хочу обозначить несколько неочевидных причин. Стандартные писать не буду, уверен, все их знают, к сожалению, они рукотворные.
Люди стали меньше тратиться на поездки за рубеж. На самом деле многие раньше чаще ездили и тратили много денег. Сейчас при большой цене на отдых за рубежом за границу ездят только в основном те, чьи траты не влияют на возможность покупать жилье. В пандемию эти непотраченные средства перенаправили в недвижимость.
Развитие такси и рост цен на авто. Эти два фактора привели к тому, что всё больше людей предпочитают жилье с удобным расположением и отказываются от автомобиля. Есть и те, кто, имея старую машину, стал чаще пользоваться услугами такси. При чем тут авто и недвижимость? Одни отказываются от покупки нового авто и свободные деньги инвестируют в недвижимость, другие продают машину и используют полученную сумму в качестве первоначального взноса на новую квартиру, а сами пересаживаются на такси.
Пандемия научила ценить свой дом. Оказавшись в изоляции, люди по-другому взглянули на свой быт. Многие поняли, что, например, детям нужно больше своего места, кому-то захотелось обзавестись рабочей зоной, кому-то кухню побольше, и так далее. В итоге многие стали искать жилье уже под новые запросы.
Миграция. В пандемию усилились тенденции переезда между регионами, в тренде смена места работы. Это всё влияет на спрос. Тюмень — вообще особый город, более половины квартир в нем приобретают иногородние.
Спрос на дачи и дома. Сумасшедшее развитие получила загородная недвижимость. Такие потрясения, как в 2020 году, стимулируют людей быть ближе к природе, ни от кого не зависеть, жить без соседей и иметь пусть маленький, но свой участок земли. А значит, они идут выбирать новое жилье.
Отказ от ненужных трат. Меняется формат потребления. У людей формируется более грамотный подход. Люди отказываются от ненужных трат, отдавая предпочтение тому, что только вырастет в цене. Плюс определенная часть трат стала невозможной. Несколько месяцев не работала вся сфера досуга. Как результат, многие привыкли к другому стилю жизни за это время и стали гораздо больше накапливать.
Смерть. Многие задумались о конечности бытия — увеличение смертности, в том числе среди близких людей, стимулировало всех жить в комфортных условиях здесь и сейчас.
Онлайн. Больше людей стали проводить время у компьютера, как следствие, шанс заинтересоваться недвижимостью стал резко возрастать. Сегодня на сайтах можно фактически полноценно посмотреть любые квартиры, и тут включается закон маркетинга: чем больше сокращается путь потребителя до покупки, тем с большей вероятностью он ее совершит. Чем проще механизмы ипотеки и покупки недвижимости, тем меньше психологические барьеры при принятии такого решения.
А вы думали, всё дело только в снижении ставок по ипотеке, уменьшении доходности по банковским вкладам и сокращении предложения на рынке жилья?