Зимой в Тюмени наблюдался ажиотаж на небольшие квартиры. Наибольшее количество сделок, рассказали эксперты, было на рынке вторичного жилья. Особой популярностью пользовались квартиры-малютки стоимостью до двух миллионов рублей. Когда кто-то приобретает вторичку, кто-то ее продает. Среди таких — журналист 72.RU Мария Токмакова. Она хотела избавиться от комнаты площадью 18 квадратов в общежитии на Харьковской еще до Нового года и вложить вырученные деньги в новое жилье. Хозяева нашлись быстро, но затем что-то пошло не так. Какие проблемы помешали задуманному (читайте и узнавайте себя) — в авторской колонке нашего журналиста.
Как люди живут в общежитиях
Наша квартира находилась в девятиэтажном доме-муравейнике, где в одной огромной квартире, напоминающей коммуналку, люди существуют в общем пространстве кухни, туалета и душа. В каждой квартире от восьми до десяти комнат. По сути, в таком жилье твое пространство — только небольшая комната квадратурой от 8 до 18 метров. В такой жизни «прелестей» много. Например, очереди в уборную комнату и в душевую кабину по утрам и вечерам. Ночью, кстати, свободно — ходи мойся хоть часами, если спать не хочешь.
Дом на Харьковской был возведен еще в советское время для работников судостроительного завода. Люди создавали семьи и оставались жить в таких квартирках навсегда. После жилищной реформы общежития стало можно приватизировать. Этим воспользовался мой муж. Несмотря на маленькую квадратуру, он благоустроил комнату. В ней стало комфортно жить: появились вода и хороший ремонт.
В общежитии на Харьковской на нашем этаже всего десять комнат. Люди здесь живут семейные и аккуратные. Несколько лет назад мы сами обитали в этой комнате, но потом переехали в частный дом. Небольшое жилье стали сдавать, но нам как-то не везло. То не очень порядочные люди попадались, то жилье просто пустовало неделями, а плату за коммуналку никто не отменял. Да и за небольшую комнату мы отдавали как будто бы за целую квартиру. С чем это связано — сказать сложно. Могу предположить, что оплата зависит от количества прописанных человек в комнате (нас было трое: я, муж и ребенок) и, возможно, от того, что наш дом несколько лет назад получил статус жилого. А может быть, из-за большого расхода воды и отопления, ведь при оплате их делят на всех собственников такой вот коммунальной квартиры. Признаться, условия проживания в этом доме с приобретением данного статуса ни капли не изменились: люди как жили в общаге, так и живут по сей день. Только вот со статусом «жилой дом» и приватизацией появилась возможность распоряжаться своей комнатой как душе угодно.
Почему мы решили продать жилье
У нас в собственности дом, где мы сейчас живем. Я как человек сугубо городской настояла на покупке квартиры в центре Тюмени. Кто-то скажет, что выгоднее комнату сдавать, чем продавать, это ведь какой-никакой актив. Но для меня в этом больше мороки. Мы обратились за помощью к знакомому риелтору, без которого эта «сделка века» никогда бы не состоялась. Казалось, наши планы нельзя разрушить, ведь покупатели найдены, риелтор есть, что же может пойти не так? Забегая вперед, хочется сказать, что мы ошибались. Пока договаривались с покупателями, тут же нашли подходящий вариант для нашей семьи. Нужно было в течение короткого времени продать общагу и купить квартиру. Думали, что всё решим максимум за месяц. Всё шло, казалось, как по маслу.
Два подводных камня при продаже комнаты в общежитии
Выяснилось, что при продаже комнаты в общежитии действует золотое правило: нужно взять согласия всех собственников квартиры, где находится ваша комната. Только представьте, что на этаже их, помимо нас, девять. При этом в одной комнате может быть не один собственник, а сразу несколько. Мало того, собственник может не жить в своей комнате, а сдавать ее кому-нибудь. Хорошо, если он живет где-то в вашем городе и его можно найти, а если переехал?! Если кто-то из собственников комнаты несовершеннолетний, то нужно брать разрешение у представителей опеки. На что? На то, чтобы его родители дали вам разрешение продать свою квартиру. Вы запутались? Мы тоже. Как можно взять согласие с соседей, которые так же, как и вы, являются собственниками вашей большой квартиры? Есть два основных способа.
Путь № 1, и он только с первого взгляда кажется быстрым. Нужно отвести всех собственников к нотариусу, который возьмет за каждого от 500 до 1000 рублей. Мы хотели сэкономить и всех своих соседей, которые являются собственниками, привести к специалисту в один день и примерно в одно время. В таком случае мы бы заплатили за каждого собственника по 500 рублей. По себе скажу, что взять и собрать всех вместе в рабочие часы в назначенное время, привести к нотариусу в какую-то точку города — практически нереально. Мы честно пытались: звонили, договаривались; но никак не смогли провернуть это без потери нервов.
Путь № 2, он более простой, но долгий. Второй способ — это взять согласия с соседей через заказные письма. Точнее, не взять. Важно, чтобы собственники не получили их — тогда вы не обязаны брать с соседей письменное согласие. А вот если кто-то, хоть один ваш сосед, заберет свое письмо с почты, придется по новой рассылать их всем. Нам повезло: всех соседей мы уведомили о продаже и никто (о боже, какое счастье) не забрал эти письма с почты. Прошло два месяца, и письма вернулись обратно нам. Это значило, что мы получили согласие на продажу своей комнаты от соседей.
Для тех, у кого ребенок прописан в комнате многоквартирника, есть еще один «сюрприз». Во-первых, нужно предоставить органам опеки данные о том, где будет жить ребенок после продажи комнаты и в каких условиях. И он обязательно должен быть прописан где-нибудь. Наша новая квартира была еще не куплена, а сроки по продаже комнаты уже горели. По совету риелтора мы решили оформить в квартире свекрови долю нашей дочери, тем самым сделав ее собственницей части жилья у мамы. Чтобы оформить дарственную и выделить долю ребенку, надо брать разрешение у специалистов опеки.
Это сложно — нужна куча документов и еще больше походов с родственниками сначала в МФЦ, потом в опеку. В первый раз нам не разрешили ни продать комнату, ни оформить дарственную. Специалисты посчитали, что мы недостаточно точно указали, где будет жить ребенок, в каких условиях и сколько квадратов в новой квартире мы выделим впоследствии нашей дочери. Пока мы решали эти вопросы, наши покупатели терпеливо ждали.
Купили квартиру, не дождавшись разрешения о продаже комнаты от опеки
В это время у нас была намечена покупка новой квартиры. Мы решили без этого полумиллиона приобрести вторичное жилье. К счастью, здесь у нас всё получилось без проблем. Зато после мы вновь вышли на круг «риелтор — МФЦ — опека». И, как назло, система не работала, документы не принимали, а мы терпеливо сидели в ожидании своей очереди. Только спустя два месяца — в конце февраля — нам удалось продать комнату в общежитии. Правда, деньги еще не получили, ведь они — из материнского капитала. Это, кажется, совсем другая история.
Что еще мы писали про недвижимость в Тюмени
Ранее мы рассказывали, что Тюмень пережила декабрьский бум продажи недвижимости. Количество сделок по покупке жилья, проведенных в последний месяц прошлого года, выросло на 26% по сравнению с ноябрем. Вообще, утверждают риелторы, малометражные квартиры никогда не теряют своей актуальности. Для тех, кто до сих пор считает свое жилье слишком тесным, в прошлом материале мы рассказывали о самых маленьких квартирах Тюмени стоимостью до одного миллиона рублей. В некоторых таких квартирах душ находится сразу у входа.
Если вы готовы рассказать о подобных проблемах или жилье в необычных домах и квартирах, свяжитесь с журналистом по телефону: +7 919 935-15-50 (Viber, WhatsApp, СМС). Или напишите нам на почту.
Стоит ли комната в общежитии своих денег?