В России конкурс «Автомобиль года» проводится уже в десятый раз, и в конце прошлой недели были оглашены результаты (см. таблицу). В отличие от многих западных конкурсов, вроде европейского «Автомобиля года», в голосовании принимали участие не эксперты автомобильного рынка или журналисты, а все желающие – их набралось без малого 105 тысяч человек. «Признание профессионалов вызывает уважение, но совсем необязательно свидетельствует о любви покупателей» – написано на официальном сайте конкурса. То есть, по замыслу создателей, в конкурсе побеждают автомобили, попадающие в категорию народных любимцев.
Однако смысл этого конкурса, откровенно говоря, загадочен. Если подумать, то результат в нем не привязан к каким-либо объективным качествам автомобиля, а всецело зависит от восприятия автомобиля так называемым «народом».
Например, в номинации «Новинка года» было представлено 84 претендента. Как вы думаете, сколько людей из 105 тысяч проголосовавших хотя бы раз видело «вживую» всех претендентов? А сколько из них участвовало в пробной поездке? А сколько имело опыт более-менее продолжительной эксплуатации? По каким критериям они могли выбирать победителя, если никогда не ездили на 99% представленных автомобилей?
Другими словами, подавляющее большинство участников конкурса голосовало вслепую, ориентируясь на общую информацию об автомобиле, полученную из СМИ и рекламы. Например, описание для Ford Focus начинается словами: «В новом Ford Focus II есть все, что вы вкладываете в понятие идеального автомобиля. Элегантный и безупречно надежный...» И так далее и тому подобное.
Более того, некоторые модели, вроде Chana Benny, были белым пятном для большинства голосовавших, и включение их в список выглядит издевкой. Кто, кроме продавцов этой самой Chana Benny, мог проголосовать за нее?
«Я думаю, что вопросы конкурса соответствовали тем вопросам, которые мы обычно задаем клиентам для того, чтобы выяснить приоритетные критерии оценки автомобиля, и предложить ему то, что он хочет, – говорит менеджер автоцентра «Пежо» Артур Брюханов. – В голове у потребителей много всего крутится, а особо люди обращают внимание даже не на мнение профессионалов, не на исследования испытателей, а на оценку родственников, друзей, соседей. Ну и на цену смотрят при разных комплектациях. Можно сказать, что выводы опроса отображают данные по ликвидности больше, чем реально оценивают технические преимущества тех или иных марок. Правда в случае с Peugeot 107 я не удивлен: машина действительно получилась хорошая. Ну а что касается бренда Ford Focus, то это известная «народная любовь», скорее дань привычке».
Это был не конкурс автомобилей, а соревнование их рекламистов и пиращиков – кто сумел представить товар наилучшим образом? Часть успеха можно записать на счет дизайнеров, поскольку некоторые выбирают автомобиль скорее по внешности.
Вроде бы, ничего плохого в этом нет – ну, выбрали «старосту» к каждом классе и бог с ним. Плохо то, что организаторы преподносят итоги конкурса, как весомое достижение для его 19 победителей, и каждый из них теперь будет носить гордое звание «Автомобиль года России 2009». Титул звучит настолько громко, словно он действительно говорит о надежности, управляемости и безопасности автомобиля, а не является лишь критерием раскрученности модели в России. А ведь многие компании будут с пафосом вставлять титул «Автомобиль года» в рекламные тексты, намекая на некоторое превосходство над конкурентами. Собственно, модель-победитель действительно может оказаться лучшим предложением в классе, однако это скорее совпадение, чем жесткое правило.
«В случае таких конкурсов любовь означает скорее соотношение цена/качество, а не реальные преимущества автомобилей, – говорит сотрудник отдела продаж компании «Сапсан-Север» Руслан Яушев. – Кроме этого, люди думают еще и о надежности, развитии дилерской сети, то есть легкости приобретения и быстроты ремонта. А вот реклама, как мне кажется, никак не влияет на показатели подобных рейтингов. Думаю, что «сарафанное радио» здесь более действенно. Пример соседа всегда заразительнее, личный опыт всегда ценнее рассказа любого менеджера. Что касается строчки рейтинга про одноклассников, которые выбрали BMW, то это скорее показатель мечты, чем реальности. В результате всего делаем вывод: мнение народа об автомобилях практически всегда неверное, и субъективное, а рейтинги и конкурсы – не есть отражение истины».
Есть и некоторые вопросы по организации конкурса. Например, каким образом победу среди новинок одержал Ford Focus II, который в 2008 году подвергся лишь рестайлингу? По сути, он прошел процедуру легкого омоложения, и применять к нему термин «новый» не вполне корректно. На наш взгляд, в списке «новинок» должны были быть лишь настоящие новинки, а не результаты многочисленных рестайлингов.
Наконец, удивляет разбивка по классам: как можно в рамках одной категории сравнивать BMW 1 серии и Lada 111 («десятка»-универсал)?
Не добавляет очков и многочисленные ляпы на официальном сайте конкурса: например, на заглавной странице на баннере с победителями изображена «старая» Fiesta, хотя победу одержала Fiesta 2009 модельного года.
Короче говоря, выбирая автомобиль, не слишком-то зацикливайтесь на результатах различных конкурсов и рейтингов. От них больше шумихи, чем реального смысла.
Итоги конкурса «Автомобиль года в России 2009»