Наркотическая и алкогольная зависимость — причина многих сломанных судеб. Алкоголиков и наркоманов считают за пропащих людей, и кажется, что для них закрыт путь обратно в общество, семью и счастливую жизнь. Специалист наркологической клиники «Свобода» убежден, что зависимый может не только самостоятельно вернуться к здоровой жизни, но и научиться контролировать болезнь. Подробнее — в интервью с Артуром Варвариным.
— Артур Викторович, что специалисты подразумевают под здоровой жизнью? Разве может заядлый алкоголик вдруг преобразиться?
— Люди зря ставят крест на алкоголиках. Только около 10% зависимых проходят стадию невозврата, как правило, из-за ошибок в лечении или родственников. Здоровая жизнь в контексте лечения зависимости — это возможность чувствовать себя человеком, жить в обществе, заниматься психическим и физическим здоровьем.
«99% зависимых людей — это талантливые, добрые люди с большим потенциалом»
Зависимый тратит огромный внутренний ресурс сначала на потребление, а потом на борьбу с алкоголем или наркотиками. После реабилитации этот ресурс освобождается для занятия своим делом, детьми, наукой, налаживания отношений с коллегами или супругой.
— Возвращение к здоровой жизни — это реабилитация иными словами?
— Не совсем. Весь процесс можно поделить на три этапа. Первый шаг — это осознание и принятие проблемы. Каждый хочет жить хорошо. Если человек катится вниз по социальной лестнице и при этом говорит: «Я не хочу лечиться, «Мне не нужна помощь» или «Я справлюсь сам», то он обманывает себя и тех людей, которые пытаются помочь. Чаще к нам обращаются родственники: «Он пьет уже две недели, нас не слушает, агрессирует». На такие вызовы отправляются психологи с опытом работы в бригадах медицины катастроф. Никакой силы, кроме силы убеждения, мы не применяем.
«Главное — прийти в больницу. Под любым предлогом»
В клинике зависимый абстрагируется от всего, что напоминает прошлую жизнь. Эмоциональный фон меняется, и это даёт специалистам возможность замотивировать пациента, а ему — осознать проблему. Второй этап — снятие острого состояния, детоксикация и диагностика. Организм восстанавливается после запоя.
В это время внимание специалистов направлено на профилактику возможных осложнений в долгосрочном периоде, например, алкогольное слабоумие или поражение центральной и периферической нервной системы. Это начало реабилитации, когда биохимия в крови приходит в норму и пациент начинает адекватно чувствовать себя. Тогда мы переходим к психотерапии — даем зависимому инструменты, с которыми он сможет работать над собой. А когда человек не справляется, то самостоятельно обращается за профессиональной помощью.
— Бытует мнение, что у алкоголиков и наркоманов слабая сила воли. Как зависимый человек может ее обрести и вылечиться?
— Сильная или слабая воля — некорректное понятие, которое невозможно применить к зависимым людям. Зависимость — это дефект выработки гормонов. Алкоголизм или наркомания — хроническое заболевание, с которым зависимый будет жить всю жизнь.
«Благодаря психотерапии пациент обретает силу и возможность сопротивляться компульсивному влечению к алкоголю или наркотикам»
Периодически у зависимого появляется тяга к веществу, а психотерапия направлена на профилактику срыва. Только около 30% прошедших полный курс лечения в течение первых трех лет срываются. Для России это хорошая цифра.
— Почему происходят срывы?
— Две причины — самоуверенность и родственники. Человек поверил в свои силы, расслабился и перестал соблюдать рекомендации — это самоуверенность. Выпил там, выпил тут и вдруг понимает, что уже не может остановиться. Такое может произойти спустя 1 год или 15 лет после лечения.
Родственники — это созависимые люди, которые должны уметь и быть готовыми жить с зависимым человеком. На практике чаще случается так. Ко мне приходят и говорят: «Он держался пять лет после первой кодировки. Потом не пил 3 года, а сейчас — год. Давайте снова прокапаем и закодируем, чтобы еще год продержался».
«Вылечить алкоголизм одними капельницами и кодировками невозможно»
Родственники не понимают, что закодированный живет в том же эмоциональном кошмаре, тупике, из которого не может выйти. Когда действие препаратов заканчивается, пружиной выстреливает накопительный эффект — человек начинает пить.
— Наверное, не каждый может себе позволить лечение от алко- или наркозависимости?
— Хорошо пролечить человека — это в среднем 300 тысяч рублей вместе с полугодовой реабилитацией и выведением из запоя. Люди могут себе позволить взять машину из салона в кредит, а вылечить отца или мать, сына, супруга — нет? Я понимаю, когда больной ищет легких путей, но когда это делают его родственники — нет. Созависимые прилагают титанические усилия, но без обращения за квалифицированной помощью это впустую потраченные деньги, время и здоровье.
— Как быть с созависимыми, которые не понимают своего положения?
— В нашей клинике есть специалисты, которые работают с созависимыми людьми. Но знаете, в чем проблема? «Зачем мне, я ж не пью» — это возражение почти не разбить. Только зачем тогда они покупают алкоголику квартиры? Зачем дают на водку? Зачем приводят на семейный праздник, где распивают алкоголь? Мне отвечают: «Он говорит, что это его не беспокоит». Понятное дело, а что он еще скажет?
Чистому закодированному не приносят радость ни семья, ни хобби, ничего. Он мечтает о том, чтобы выпить. Все эти нелепые кодировки или зашептывания у бабушки-знахарки только усугубляют ситуацию.
Кратко о том, как вернуть зависимого в нормальную жизнь:
Признать проблему.
Обратиться за помощью к специалистам.
Зависимому пройти курс лечения и реабилитации, а родственникам — специальную подготовку.
Помнить, что зависимость — это хроническое заболевание, и тяга к употреблению может возникнуть в любой момент.
Соблюдать рекомендации и применять психотерапевтические инструменты, которым научат при прохождении лечения, на протяжении всей жизни, а также быть удовлетворенным и жить чисто.
Наркологическая клиника «Свобода»,
Тюмень, ул. Таежная, 35;
тел. (3452) 66-21-38, +7 932 700-30-00;