На правом берегу Туры полным ходом идут работы по восстановлению памятников культурного наследия, расположенных на территории Масловского взвоза (ныне Элеваторный взвоз). Идея воссоздать изначальный облик этого места была многообещающей, но что получилось в итоге?
На финишной прямой сейчас находится процесс восстановления двух объектов: конторы пароходства и водонасосной станции. Облик этих памятников тюменцы уже успели оценить, и увиденное вызвало у них немало вопросов. После работ по сохранению исторических зданий в них по сути не осталось ничего исторического.
К моменту начала работ по сохранению памятника архитектуры историческое здание конторы пароходства находилось в аварийном состоянии. По сути от него остались только кирпичные стены. Их полностью разобрали и обещали воссоздать из исторического кирпича, но в итоге получился новодел.
Новодел — копия здания, сооружения, предмета старины и т. п., повторяющая утраченный оригинал, выполненная из современных материалов.
— Почему новодел конторы пароходства не из красного кирпича? Почему туалет и трансформаторная подстанция находятся по центру? Это тоже достопримечательности? Почему спуск из гранита, а туалет из самого дешевого пластика? Зачем кирпичную кладку стен водонасосной станции выкрасили в красный цвет? Почему дом из бруса — полностью новодел? Будка энергетиков тут же, без нее никуда. Что-то пошло не так, — делятся своими наблюдениями тюменцы.
Вопросы, связанные с восстановлением здания конторы пароходства, общественники направили в комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия и получили официальный ответ.
Проектом реставрации предусмотрено восстановление внешнего и внутреннего архитектурно-художественного облика памятника с сохранением исторических элементов (стальных блоков, кирпичей, стальных поставов и связей в стенах), пригодных для дальнейшего использования при реставрации. Также в документе упоминается кирпичная кладка наружных и внутренних стен с применением современного керамического красного кирпича размером, соответствующим историческому, а также с использованием сохранившегося кирпича прошлого периода, сообщил комитет.
Здание конторы пароходства восстанавливается на основании историко-архивных изысканий и приспосабливается под общественное здание культурно-просветительского назначения — молодежный центр.
На восстановление исторического здания конторы пароходства из бюджета выделили более 155 миллионов рублей. Проект разработали специалисты научно-проектно-производственного объединения «СибСпецСтройРеставрация» — это тюменская компания, имеющая лицензию на выполнение таких работ. Вопросы, возникшие у тюменцев, почему контора пароходства восстанавливается не из исторического кирпича и зачем стены насосной станции выкрасили в красный цвет, редакция 72.ru адресовала проектировщикам.
— Кирпич, из которого выполнена кладка, сделан по старым образцам и размерам. Часть кирпича, который сохранили при разборе, пошел в кладку. Просто этот кирпич выглядит более светлым, чем был исторический, вот и все. Стены были в разных плоскостях, поэтому здание приговорили к полной переборке. Была нарушена конструктивная схема стен — они разваливались в разные стороны. Если их домкратить и соединять, то ухлопали бы два бюджета Тюменской области. Кирпичную кладку стен насосной станции, которая находится рядом с конторой пароходства, покрасили специальными укрепляющими смесями. Это помогло создать единый стиль промышленного здания. Оно смотрится в принципе нормально. Стены конторы пароходства краситься не будут, — пояснил 72.ru Владимир Силантьев, директор научно-проектно-производственного объединения «СибСпецСтройРеставрация».
Наглядный ответ на вопрос, как можно было сделать иначе, можно увидеть на улице Первомайской, где недавно из-под баннера открылся фасад здания бывшей типографии. Из-за угрозы обрушения стены этого памятника тоже пришлось полностью разбирать, но старый кирпич здесь сохранили и воссоздали исторический облик здания. Поступить так же с конторой пароходства, по словам проектировщиков, не удалось.
— На самом деле, с конторой пароходства просто не захотели заморачиваться — это был обычный промышленный подход. Они всем сказали, что будут сохранять, но в итоге всё сломали. Небольшой объем кирпича сохранили, навставляли его, закупили новый кирпич, который только по размерам соответствует историческому, а состав, цвет, фактура и принцип его обжига совершенно другие. Если сейчас спросить, почему так получилось, скажут, что исторический кирпич развалился во время разбора и всё. Сохранить его наверняка могли, но это кропотливое дело: всё нужно было перебирать вручную. Естественно, всегда существует риск, что при разборе какая-то часть кирпича будет утеряна, но если не попробовать — не получится, — поделился своим мнением с 72.ru Дмитрий Морозов, директор архитектурного бюро «А61», занимающийся восстановлением здания бывшей типографии.
В случаях, когда исторический кирпич утрачивает свои свойства и уже не может использоваться по назначению, его можно воссоздать с высокой точностью не только по размерам, но и по составу.
— Такой завод есть в Италии. К ним поступают запросы со всего мира. Им присылают образцы исторического кирпича, они его разбирают в лаборатории, чтобы понять химический состав, принципы обжига и все нюансы. Дело в том, что в зависимости от карьера, в котором добывается глина, в кирпиче появляются разные коллизии. Современные технологии позволяют воссоздавать их. В итоге выпекается точно такой же кирпич. Главная ценность ведь заключается в том, что такого же кирпича сейчас нет. Мы космические деньги тратим на восстановление памятников, а используем самые примитивные способы и покупаем кирпич в Копейске, — добавил Дмитрий Морозов.
Каждый свой шаг, стройматериалы, их цвета и фактуры специалисты, занимающиеся сохранением памятников, согласовывают с комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Никакой самодеятельности в процессе восстановления исторических зданий нет, но почему в итоге получается такой результат? Дмитрий Морозов считает, что ответ на этот вопрос кроется в отсутствии профессионального сообщества.
— В Тюмени очень много шикарных памятников превратили в цирк. У нас есть отделение Союза архитекторов, но чем оно занимается, непонятно. Оно не выполняет никакой функции и ничего не подвергает профессиональной оценке. Большинство наших специалистов — обычные бракоделы, — отмечает Дмитрий Морозов.
Недавно тюменцы раскритиковали новый облик исторического здания на улице Республики. Фасад дома купца Михаила Брюханова, в котором сейчас находится детская школа искусств имени Владимира Знаменского, покрасили в яркие цвета. По мнению тюменцев, памятник архитектуры изуродовали и он стал похож на детский сад. Проект реставрации этого здания разрабатывали курганские специалисты. Известный урбанист Илья Варламов, почитав возмущения тюменцев и увидев результат проделанной работы, предложил свой вариант.
Анастасия Жердина