Доставка готовой еды, продуктов и других товаров прочно вошла в нашу жизнь. Всё чаще вместо того, чтобы отправиться в магазин самостоятельно, мы закидываем нужное в электронную корзину и жмем кнопку «заказать». У курьеров в этой связи работы значительно прибавилось: с утра до ночи они снуют по городу с большими яркими термосумками.
Наши коллеги из 86.RU попросили одного из доставщиков рассказать о своей работе, заработке и непредвиденных ситуациях, с которыми он сталкивался. Игорь работает курьером несколько месяцев. Далее — от первого лица.
Как устроился
Курьером устроиться очень просто, берут практически всех начиная с 16 лет. Я скачал приложение, отправил заявку, со мной связались и взяли на работу. Личных встреч или видеосозвонов с работодателем не было. Я загрузил свой паспорт, другие документы, подписал договор. Всё заняло один день. Потом ознакомился в приложении с обязанностями, правилами. Посмотрел пару видео на YouTube. Еще нужно было скачать приложение «Мой налог». Кстати, из службы поддержки звонили раза 4, спрашивали, всё ли мне понятно по работе.
В моей компании курьер может сам выбирать, как ему работать. Никто не устанавливает графики. Я могу выйти пару раз в неделю или взять, например, максимальную 12-часовую смену. Также можно выбрать район, по которому будешь передвигаться. В Сургуте их три.
Сегодня на улице холодно и ветер сильный, но я уже запланировал выйти на 4 часа поработать — с 17:00 до 21:00. Отказываться не буду, потому что могут наказать и потом меньше начислить бонусов. Если предупреждаешь, что планы изменились, за сутки, штрафные санкции не вводят. Если причина уважительная, например заболел и предоставил справку, — тоже.
В назначенное время я нажимаю кнопку в приложении, что вышел на работу, и мне практически сразу поступает заказ. В нем отображается адрес, откуда я должен его забрать, номер заказа, время, которое мне дается на доставку. Как правило, спешить не приходится.
Приехал я, например, в шаурмичку. Там сотрудник идентифицирует заказ и отдает его мне. Я везу по адресу. За несколько минут до того, как я его отдаю, мне уже поступает следующий. Но время начинает отсчитываться, только когда первый доставлен. Работодателю без разницы, как ты будешь передвигаться — на машине или пешком. Можно арендовать у компании велосипед или самокат. Я летом так и делал.
Бывают мультизаказы — это когда приходишь, например, в «Магнит» и тебе выдают несколько пакетов на разные адреса. Сначала отношу тот, который ближе, потом тот, который дальше. Люди могут заказать один чебурек или несколько 5-литровых бутылок воды. Разница в весе может быть огромная.
Заказ нужно обязательно класть в сумку, выданную компанией. Даже если это какой-нибудь шампунь из «Магнит Косметик». Были случаи, когда я сумку оставлял в машине и шел забирать товар, но мне ее не отдавали. Приходилось возвращаться.
Как платят
Оплата у курьеров, как правило, почасовая и фиксированная. Например, сейчас час стоит 130 рублей. Плюс проценты от заказа получаю. С ними какая-то сложная система. Можно доставить тяжелый пакет из гипермаркета с продуктами и получить 90 рублей, а можно шаурму и за нее — 250. В среднем доплата за каждый заказ — в районе 100 рублей.
У компании есть различные акции, которыми она стимулирует курьеров. Например, предлагают сделать за месяц 90 заказов и получить вознаграждение. Суммы разные: от 10 000 до 20 000 рублей. Предусмотрены еще чаевые, но это редкость.
В целом чем больше заказов выполняешь, тем больше зарабатываешь. Всё просто. Если не напрягаться и работать в день по несколько часов, выйдет в районе 50 000 рублей в месяц. Если прямо плотно работать на машине и брать длительные смены, то можно и по 120 000 рублей иметь на руки. Но тут еще важный момент — машина нужна маленькая, чтобы не съедала много бензина. Иначе невыгодно. На топливо много денег уходит.
Зарплату платят, как и везде, два раза в месяц. Задержек не было.
Нестандартные ситуации
Нестандартные ситуации в работе курьера, конечно, встречаются. Например, вчера я доставлял заказ в общежитие. Внизу сидели консьержка и охранник. Внутрь они меня пускать категорически не хотели, а клиент не брал трубку. Минут пять я подождал, потом попросил охранника подняться к клиенту. Заказчик спустился, извинился.
А бывает, что так и не дозваниваешься. Тогда обращаешься в поддержку. Они фиксируют это. Конечно, работодатель говорит, что лучше бы было отнести заказ обратно или утилизировать. Если выбираешь второй вариант, тебе ничего не грозит.
А еще нужно быть внимательным к телефону. На нем завязана вся работа курьера. Если он вдруг разрядится неожиданно, то всё — твоя смена закрывается. Приложение это тут же фиксирует. Потом могут наказать, потому что быть на связи во время рабочей смены — это обязательное условие.
Несколько раз было, что мы с друзьями съедали заказы из «Макдоналдса», KFC, кондитерской. Причем суммы там были немаленькие — в районе 2000 рублей. Один раз клиент не забрал пакет с кошачьим кормом. Я его отнес домой, мой питомец оценил. Я не знаю, возвращают ли потом клиенту деньги. Возможно, да. Это риски, которые кто-то на себя берет, но не я.
Кстати, мы регулярно рассказываем вам о том, сколько в Тюмени зарабатывают специалисты в разных сферах. Вот несколько из самых свежих публикаций:
вот у кого все миллионы: посчитали, сколько предлагают платить курьерам в Тюмени;
получают меньше среднего, а халтуры запрещены. В МЧС назвали зарплату тюменских пожарных;
7000 рублей за многочасовую смену: сколько предлагают заработать таксистам в Тюмени;
до 250 тысяч в месяц: сколько зарабатывают бухгалтеры в Тюмени — обзор.