Дома на Елизарова — это гости из конца 50-х. Их построили для рабочих Судостроительного завода. В те времена жилищный вопрос решался просто — если работаешь на предприятии, то оно тебя обеспечивает жильем. Многие из живущих ныне в этих домах — это либо пожилые бывшие работники предприятия, либо их потомки. Жители утверждают, что здесь живет уже третье поколение судостроителей. Есть также и пришлые, которые поселились потом.
Летом 2023 года власти отдали под реновацию квадрат улиц Харьковская — Елизарова — Холодильная — Жигулевская. Большую часть территории занимают гаражи. Ближе к Холодильной — старые деревянные бараки, которые давно расселили из-за аварийности.
Интересующие нас дома находятся на Елизарова. Это три двухэтажных и один трехэтажный многоквартирники. Несмотря на то, что дома выглядят старыми и обшарпанными, внутри большинства подъездов почти идеальный порядок. Это плюс маленьких домов — соседи друг друга знают и следят за порядком. Одно одна интересная особенность — наличники на окнах. Они есть на домах № 23 и 25.
Тюменки Татьяна и Ирина любят посидеть в коридоре и пообщаться. К ним порой присоединяется Александр. Все они — бывшие работники Судостроительного завода. Например, Татьяна работала маляром, а Александр — сварщиком. Сейчас на двери в подъезд дома висит объявление от застройщика «Создатели», которые выкупили право на реновацию старых домов. Главная тема разговоров у компании бывших работников — как будет идти процедура расселения.
— У нас же квартиры муниципальные. Администрация должна будет выдавать нам новое жилье. Надеюсь, не увезут нас к черту на кулички, — рассуждает Татьяна.
Квартиры давали тем, кто отработал на предприятии больше 10 лет. Сначала для жильцов выделили маленькие комнаты. Потом во время перестройки часть жителей выселили. Люди стали переделывать квартиры. Провели центральное отопление, которого изначально не было. Топились печи. Теперь от печей остались только следы на стенах.
Тюменцы живут в этих домах так давно, что помнят, как их улица называлась еще Лагерной. До 1967 года именно такое имя носила улица Елизарова. В годы войны в этом районе располагался лагерь для немецких военнопленных. Они и приложили руку к строительству домов.
Бывший сварщик Александр вспоминает:
— Был общий коридор. По краям которого туалеты — мужской и женский. После перестройки всё переделали. Теперь квартиры со своим санузлом. Ремонта стен в подъезде не было с 80-х годов. В 2011 году сделали проводку. До сих пор осталась дата на стене, ха-ха! — рассказывает Александр и показывает пальцем на написанные на белой стене надписи карандашом. Среди них есть цифра «2011» — ее оставили рабочие, когда делали ремонт проводки.
Ремонт делали, видимо, тяп-ляп, потому что сначала побелили стены, а потом на них стали сварить металл, оставляя копоть. По какой причине это делалось, никто из жильцов не понимает до сих пор. Говорят, что тогда рабочие им сообщили, что перепутали дом и сделали проводку не там. Правда ли это, уже не узнаем.
Пенсионеры вспоминают, как было раньше, когда в дом только заселились. Тогда жили в основном молодые работники предприятия.
— У всех были дети. В коридоре всегда бегали. А сейчас почти никого, — вздыхают пенсионерки.
Зато в коридорах можно гулять кошкам, которые у тюменок очень красивые. И большие. Своими питомцами они с радостью похвастались для фотосессии.
У сварщика Александра другая боль. Он ведет на лестницу, где все стены недавно покрашены. Мужчину возмущает, что это сделали сразу после объявления, что дом попал под КРТ.
— Покрасили. Всю жизнь прожили — не красили. Как дом под снос поставили — сразу красить подъезд стали. Деньги отмыть хотели?, — возмущается Александр.
Оказалось, что про это редакция 72.RU писала в июле 2023 года. Жителям не понравилось то, что внезапно их подъезд стали ремонтировать, хотя много лет он был в ужасном состоянии. Даже стали ругаться с рабочими. Тогда управляющая компания «Уютсервисбыт» заявила редакции, что не знает ничего о том, что дом попал под КРТ, а ремонт подъезда был у них по плану. Теперь наслаждаться красотой подъезда жители будут около года. Коридоры на этажах, конечно, никто не чинил. Ими наслаждаться никто не будет.
Жители Елизарова признаются, что хорошо относятся к КРТ в их районе. Главное, чтобы не были обмануты ни властями, ни застройщиками. Для стариков — это единственный сейчас шанс получить нормальное жилье.
Напротив подъездов старых домов до сих пор стоят кладовые и гаражи, построенные жителями еще в 60-е. Среди снежных тропинок, соединяющих подъезды, мы встретили женщину с собакой. Она как раз из пришлых. Тюменка признается, что купила квартиру в доме несколько лет назад. Теперь ждет, когда начнется реновация, чтобы получить нормальное жилье.
— В моем возрасте я не смогу получить ипотеку. Скоро нас снесут, и может тогда смогу наконец-то найти что-то хорошее. У меня другой возможности нет, — рассказывает тюменка.
Реновация шагает по Тюмени. Читайте, какие застройщики получили право на снос старого и строительство нового жилья. Под КРТ попали крупные районы города. Порой люди выступают против реновации. В основном это жители частного сектора. Недавно во время Прямой линии президента они даже писали ему обращения.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.