По тюменскому перрону среди мобилизованных солдат и их близких идет маленькая худенькая женщина. Она шагает, смотрит вокруг и улыбается. Мы видели ее в октябре — с гигантским триколором и веселым настроением она выделялась среди поникших провожающих. В начале ноября женщина взяла с собой крошечные свертки с молитвой и шептала каждому солдату: «Вернись живым». Сейчас она просто идет, вглядывается в лица людей и молча крепко обнимает тех, кому стало плохо. Женщина не берет с собой флаг — она поняла, в чем нуждаются люди сейчас.
В пятую отправку поняли это и организаторы. 30 ноября провожали без длинных речей представителей духовенства, и даже эшелон с солдатами приехал ровно в 22:10. В конце своего обращения к мужчинам губернатор сказал: «У вас есть время на встречу с родными». И в очередной раз лента, отделявшая солдат от близких, с треском оборвалась.
Мы снова приехали на отправку инженерно-саперного батальона, поговорили с близкими солдат и мобилизованными. Смотрите, как это было.
«Никому туда, конечно, никогда не хочется»
В последний день осени морозило так, что провожающие могли достать телефон для фото всего на несколько минут — руки моментально застывали. Поэтому все еще крепче обнимались и пили горячий чай, который раздавали бесплатно на полевой кухне. В это время мы пообщались с провожающими.
— Моего племянника мобилизовали 13 октября. Ему 30 лет, есть жена и двое детей. Его специальность — сапер. Когда принесли повестку… — начинает рассказывать Валентина и плачет.
— Это было ужасно! — выкрикивает стоящая рядом девушка
— Да, ужасно. Но Родину надо защищать. Настрой у него сейчас боевой. Принесли с собой несколько бутылок воды, потому что сказали, что воды у них не будет, — заканчивает диалог Валентина.
Любовь провожает сына. Елизавета — мужа. С Владиславом они расписались всего несколько недель назад. Сразу после того, как ему пришла повестка. Молодоженам чуть больше 20. До спецоперации они мечтали о хорошей свадьбе и новой машине.
— Сейчас я провожаю сына, ему 23 года. Повестка пришла 28 октября. По специальности он стрелок, стал сапером. Когда пришла повестка, он нервничал. Думаете, это хорошо сейчас туда идти? Он же пойдет не в армию, а на спецоперацию. Думаете, кто-то к этому хорошо может относиться? Кому туда хочется? Никому туда, конечно, никогда не хочется. Никакому человеку, — говорит мама мобилизованного.
Любовь признается, что не хотела, чтобы сын отправлялся, и пыталась его отговорить.
— Говорит, идет туда, чтобы «защищать вас всех, мои родные». Никакая мама в этой жизни не заставит своего сына идти на спецоперацию. Всё говорила ему: не получай повестку, не расписывайся. Хотела, чтобы не ходил. Покупали всё и много на это потратили. Даже больше ста тысяч ушло.
Жена Владислава после скромной свадьбы в семейном кругу мечтает о красивом торжестве.
— Мы поженились три недели назад, когда его мобилизовали. На свадьбе было очень много слез. Очень спонтанно и не организованно. Когда приедет, мечтаем сыграть хорошую свадьбу, а то у нас была свадьба в форме. И машину, сказал, хорошую купим, — делится Елизавета, супруга мобилизованного.
Мужа Евгении мобилизовали 28 октября. У 39-летнего мужчины двое детей, которых тревожить сегодня не стали: младшему сказали, что папа еще на учениях.
— Когда пришла повестка, земля из-под ног ушла. Он же не сам пошел. У нас два сына: 12 и 16 лет. Младшему сказали, что папа поехал на учения. Думает, что он до сих пор учится, — говорит Евгения.
Пожилой мужчина не сдерживает слез. На протяжении месяца, пока сын был на полигоне, он готовился поехать с ним в качестве добровольца. Но в последний момент ему отказали — не подходит по возрасту.
— Я хотел вместе с сыном. Мне сказали, что я не подхожу по возрасту. У меня болит сердце, потому что я с ним не попал. Конечно, у меня есть большой жизненный опыт. Сейчас я буду добиваться того, чтобы меня взяли с сыном. Самое надежное — это когда спину прикрывает родной человек, — рассказывает папа мобилизованного.
Объятия, поцелуи и разговоры прерывает голос из колонок: «Просьба пройти в эшелон». Мужчины резко отрываются от родных и идут к поезду, кто-то бежит из магазина неподалеку с полными пакетами продуктов. Еще несколько минут близкие жестами общаются с солдатами через стекло, прислоняются к нему ладонями и делают фото.
Ранее, 9 ноября, в зону СВО уехал инженерно-саперный батальон, сформированный из жителей Тюменской области. Как провожают мужчин — в нашем предыдущем репортаже.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.