В населенных пунктах Тюменской области стали рекламировать службу по контракту. Объявления о наборе в ряды военных наши читатели заметили в селе Исетское и деревне Суерка: информацию размещают возле входа в продуктовые магазины. В листовках сказано про выплаты для контрактников, описаны льготы для семей военных и жирным шрифтом выделена сумма денег, которую можно получить за участие в спецоперации. Причем условия, при которых всё это работает, не прописаны.
Как реклама может повлиять на наш выбор, почему листовки клеят именно в селах и почему на них реагируют депрессивно настроенные люди — объяснили социолог и психолог.
Мы спросили у социолога Дениса Волкова, почему объявления размещают именно в таких местах и какие люди на них откликаются
— В первую очередь, эта реклама привлекает внимание, она висит в местах массового скопления. Чтобы воронка была больше и захватывала как можно больше людей, которым это может быть интересно, — говорит Денис Волков, социолог и заместитель директора «Левада-центра»* (организация внесена в реестр иностранных агентов).
Эксперт отметил, что чаще всего реагируют на такие листовки люди депрессивно настроенные.
— Как правило реагируют на объявления люди, которым это финансово интересно, кто не может найти работу. Явно эта реклама направлена на мужчин среднего возраста и с не очень высоким достатком. И как раз из сельской местности. Если судить по данным СМИ, то это, как правило, провинциальные местности, где есть какие-то экономические проблемы. Такая служба может привлекать как перспектива вырваться из депрессивной обстановки. Рекрутируют тех, кто не нашел себя на гражданке. В крупнейших городах России вроде бы не так много рекрутируются. В том числе в экономических центрах, где люди заняты каким-то другим делом, — рассказал Денис Волков.
По мнению психолога Татьяны Яничевой, напрямую реклама повлиять на человека не может. Но способна подтолкнуть к выбору.
— Особенность рекламы в том, что она, как и любая информация, подкрепляет установки, мнения и идеи, которые у человека уже есть. Если человек положительно относится к тому, чтобы себя проявить, и считает своим долгом принять участие в СВО, но не знает, как это сделать, — для таких людей объявление может послужить полезной информацией. Реклама помогает совершить последний шаг, если человек уже близок к какому-то решению. Для людей же, которые не очень позитивно настроены ко всей этой ситуации, эффект рекламы будет обратным. То есть будет лишняя какая-то возможность говорить о том, что «забирают на спецоперацию, обещают деньги». Всё это истолкуют с усиленным отрицательным эффектом. Это зависит от изначальной установки людей, — объясняет Татьяна Яничева.
Психолог разделила людей, которые могут отреагировать на объявление, на две категории.
— Я думаю, что подписать контракт может человек либо с очень высокими патриотическими убеждениями, которому важно проявить себя. Вторая категория — люди, которые оказались в конфликте или кризисе. Скажем, они потеряли работу, у них было просто тяжелое материальное положение, они не видят возможности заработать деньги в мирном времени. Если говорить про 18-летних молодых людей, то ценности у таких уже сформированы. Больше вероятность таких резких, без полутонов, взглядов и отношению к чему-либо. В 18 лет люди чаще становятся революционерами, чем в 40 и 50, — рассказала эксперт.
В сельской местности рекламы может быть больше по причине того, что у жителей более низкий уровень образования и они, как правило, информацией не избалованы.
— У людей, которые занимаются этой рекламой, есть представления, на кого это рассчитано. Возможно, расчет на человека, который испытывает материальные трудности. Процент таких вряд ли будет большим. СВО — это уже ценностная ситуация, всем людям приходится делать очень серьезные выборы. В том числе относительно своего отношения к спецоперации. Это в том числе может быть гораздо глубже, чем материальная мотивация. В сельских местностях большое количество рекламы может быть связано с тем, что ситуация с работой сложнее, более низкий образовательный уровень. Жители городов и мегаполисов более избалованы информацией, возможностями. Расчет на то, что в сельских местностях таких возможностей меньше, — рассказала Татьяна Яничева.
Ранее мы писали, что в Тюмени начали впервые рекламировать службу по контракту на видеоэкранах. По всему городу крутят короткие ролики с призывом записаться на военную службу. Не так давно военный комиссар Тюменской области говорил, что за последнее время увеличилось число желающих подписать контракт. Он отметил, что нехватки кадров нет: в комиссариат обращаются десятки тюменцев, которые хотят связать жизнь со службой.
На днях у нас выходил материал про добровольца, которому до сих пор не пришли подъемные 100 тысяч. Жена военного написала Моору. Читайте также большой текст о том, как провожают добровольцев и что говорят их родные.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.