Тема пропажи тюменских детей вышла на федеральный уровень после трагедии, которая случилась прошлым летом с маленькой Настей Муравьевой. Девочка исчезла утром 30 июня прошлого года. Ее полтора месяца искала вся Тюмень и не только. В наш город съехались неравнодушные люди и специалисты из разных уголков страны. После безрезультатных поисков в 2021 году тюменскую младшеклассницу нашли убитой.
В этом материале, посвященном всемирному Дню пропавших детей, мы вспоминаем про тюменских мальчиков и девочек, которые до сих пор числятся пропавшими. Их мамы и папы, сестры и братья, близкие, знакомые и даже незнакомые не теряют надежды на то, что дети когда-нибудь найдутся. Наш журналист узнала, как изменилась жизнь некоторых героев и родных детей после трагической истории Насти Муравьевой. Эти имена детей — Аня Анисимова, Настя Ложкина, Эдик Алимбаев, Ира Касьянова и Алена Имамова — уже стали известны многим тюменцам. Все эти дети пропали в одном районе города или в его окрестностях. В списке исчезнувших есть и другие пропавшие из Тюменской области. Мы также писали про Кирилла Петрова, который пропал в небольшом ялуторовском селе в 2007 году. Его мама позже нашла в Сети фото человека, похожего на сына.
Этот текст мы выпустили в 2022 году, но он не теряет своей актуальности.
Пропавшие в 90-е
Несколько детей из Тюмени пропали в конце 90-х. Сначала маленький Коля Иванов. Обстоятельства пропажи неизвестны до сих пор. В старых документах правоохранительных органов, которые есть в распоряжении редакции, нет его снимка — только даты. В этом году Коле должно исполниться уже 26 лет.
Любовь Симонова. По данным МВД, она ушла из дома 30 мая 1997 года и не вернулась. Девочке на момент пропажи было 16 лет.
Любовь исчезла посреди бела дня в районе Утяшево. В открытых данных говорится, что девочка возвращалась из гостей. Полиция в ориентировке сообщает, что девочка ростом около 170 сантиметров, среднего телосложения, лицо светлое, глаза голубые, волосы черные окрашенные с челкой, есть выступ нижней губы. Среди особых примет у Любови родимое пятно с левой стороны, ниже пупа, на лице веснушки.
По данным СМИ, 12-летнюю родственницу, сводную сестру Любы, Аню Букрину, которая тоже пропадала в нулевых, нашли погибшей. Ее тело обнаружили в лесу. В СМИ сообщалось. что за год до этого, в 2001-м, пропала еще одна девочка — Софья Телешева. Тело ребенка нашли через трое суток.
В 1998 году всю Тюмень потрясла новость о пропаже 13-летней Иры Касьяновой. В последний раз, когда ее видели, девочка была одета в кашемировый берет белого цвета, фиолетовую куртку, черный пиджак, красную блузку, черную юбку и кожаные сапоги. По словам местных жителей, которые жили по соседству с Касьяновыми, девочка росла в благополучной семье. После того как Ира исчезла, ее искали не только родители и милиционеры, но и друзья, коллеги отца девочки.
По словам знакомых семьи Касьяновых, они помнят, как искали девочку. Люди прочесывали всю местность, невзирая на усталость, нервы и домашние дела. Тогда в исчезновении Иры подозревали мальчика, который, по рассказам людей, был со странностями. Много версий было, но ни одна так и не подтвердилась. Наша журналист побывала у дома Касьяновых, которые там жили в конце 90-х. Соседи семьи сказали, что они уехали из дома 10–15 лет назад.
Спустя 20 лет вызвали на допрос отчима одной из пропавших
В 1999-м бесследно исчезла 12-летняя Алена Имамова. Она шла из школы, но до дома так и не добралась. Алена стояла на остановке «Учхоз», ждала автобус, чтобы уехать домой. В этом месте ее следы оборвались. О девочке нет никаких данных до сих пор.
— После резонанса мы, конечно, надеялись, что всё будет под контролем Бастрыкина, но взялись именно за одно дело, связанное с Муравьевой, я так понимаю. Нашу с Аленой маму не вызывали для дачи показаний. У нас только отчима вызывали. Он успешно прошел детектор лжи, хотя изначально не хотел его проходить. Но потом всё же согласился. Его продержали весь день без еды и воды в отделе, видимо, разбирались и задавали какие-то вопросы. После этого нас никуда не вызывали и не допрашивали, мы не знаем, что конкретно делается по делу о наших пропавших тюменских детях, — рассказала Юлия Имамова, родная сестра пропавшей Алены.
По словам Юлии, их мама — Лариса Имамова — до сих пор не смирилась с пропажей дочери.
— Мама наша держится, конечно, но ей это всё тяжело дается. Каждый год вспоминаем вместе с ней. От этого могут быть срывы, я ее поддерживаю как могу, стараюсь в трудные минуты быть рядом. Мы до сих пор надеемся, что она [Алена] найдется живой. Ну или хоть бы что-то узнать о ней. Ведь нет никакой информации, куда исчез ребенок, сестра и дочка. Это тяжело — жить в полном неведении, — подытожила Юлия Имамова.
Редакция обратилась с официальным запросом по поводу допроса мужчины по делу о пропавших детях, но СКР не стал разглашать данные следствия и конкретно этого допроса.
Александр Иванович Бастрыкин — председатель Следственного комитета Российской Федерации.
Громкие исчезновения в нулевые
Следующее исчезновение — осенью 2008 года. Пропал восьмилетний Эдик Алимбаев. Мальчик ушел в школу № 35, которая находится на улице Мира в Калининском районе.
Домой он так и не вернулся. Дело о пропаже Эдуарда несколько лет назад приостанавливали до появления каких-либо новых деталей. Что сейчас конкретно по этому ребенку — неизвестно, но, скорее всего, дело о его пропаже также попало в столицу, где сейчас идет расследование по всем детским исчезновениям в Тюмени.
Через год, в 2009-м, в селе Луговом пропала 12-летняя Настя Ложкина. Примерно в обед девочка пошла за хлебом, вышла из магазина и исчезла. Очевидцы говорят, что видели, как школьницу кто-то увез на машине.
— Настя пошла за хлебом, вышла из магазина и, по словам свидетелей, села в легковую машину, которая уехала в неизвестном направлении. Дело о Насте сначала передавали в Следственный комитет Свердловской области. Я постоянно звоню следователям, выясняю, какая работа ведется по делу. Но сдвигов пока что нет. Насколько мне известно, есть предположения, что Настю могли похитить. Может быть, кто-то увез ее в страны ближнего зарубежья. Пока мою девочку не нашли. Я благодарна, что не забывают про нее, потому что как мать чувствую, что Настя вернется домой, — сказала Людмила Ложкина.
В семье Анисимовых родился сын
В 2010 году страну потрясло исчезновение Ани Анисимовой из Тюмени. Она пропала осенью по пути в школу. О том, что до школы Аня так и не дошла, родители и классный руководитель узнали только вечером 12 октября. После таинственного исчезновения Ани, в котором и сегодня нет существенных зацепок, весь город стоял на ушах. Сотни неравнодушных тюменцев, в том числе волонтеров, полицейских, искали девочку.
— Ее класс дежурил по школе. Анюта пошла в школу пораньше, но до нее так и не дошла. Мы с мужем узнали о пропаже только вечером, когда она не пришла домой вовремя из школы. Стали обзванивать одноклассников — оказывается, дочка в школе в этот день не появлялась. Сразу сообщили в полицию, начались поиски. В то время уже стал доступным интернет, мои подруги бросили через социальные сети клич о помощи в поисках дочери. Так к ним присоединились жители Тюмени. Биллинг по номеру телефона сразу не смогли сделать, потому как в то время надо было разрешение, и на это ушло несколько дней, — вспоминает Наталья Анисимова, мама Ани.
По словам мамы Ани, сделать детализацию звонков смогли только спустя несколько дней после пропажи дочери. Наталья увидела в списке звонков Ани незнакомый номер.
— Я обратила внимание на один незнакомый номер. Сказала об этом следователю, оказалось, это номер с аппаратной правительства Тюменской области, но с него мог позвонить кто угодно. Позже мне сказали, что выяснили, кто звонил Анюте с этого номера. Некий чиновник, чье имя почему-то не раскрывали и не раскрывают до сих пор. Как он объяснил свой звонок: якобы ему на сотовый поступил звонок, но он не ответил, был занят (поэтому нет детализации и, следовательно, подтверждения его слов). Позже он почему-то решил перезвонить, но не со своего сотового, а с городского телефона, ему ответила девочка, сказала, что ошиблась номером. Больше у меня по этому поводу нет никакой информации, — добавила Наталья Анисимова. — В нашем деле поменялось несколько следователей. И всем я говорила про звонок чиновника, спрашивала: «Если Анюта ошиблась номером, значит, на одну-две цифры с чьим номером она перепутала?» Мы предоставили список номеров одноклассников и родственников (всех, кому могла звонить Анюта). Ответы на эти вопросы, про номер телефона, мы так и не получили. После истории Насти Муравьевой в нашем деле нет сдвигов. Из изменений только то, что делом занимаются специалисты из Москвы и всё на контроле у главы СКР, — объяснила Наталья Анисимова. — Я уверена, наших девочек (Настю Ложкину тоже) вывезли из Тюмени и это отработанная схема какой-то группировки. А версия про маньяка — просто выдумка-прикрытие, ведь с Настей Муравьевой, как бы ее дело с нашим ни связывали, так и вышло. Мы ждем Анюту и верим, что мы снова будем все вместе.
Суд в Тюмени отобрал присяжных, которые будут присутствовать при рассмотрении дела Виталия Бережного, обвиняемого в убийстве Насти Муравьевой. Об этом сообщили в объединенной пресс-службе судов области. Подозреваемый ранее жаловался на пытки. По словам его адвоката Елены Шиховой, в пытках, о которых рассказал Виталий Бережной, участвовали пять сотрудников полиции. Гражданская жена Бережного также заявляла о давлении со стороны силовиков в отношении ее мужа. Все новости про суд и уголовное дело над Бережным можно найти по ссылке.
Пропажа голубоглазой школьницы Ани почти 12 лет назад дала толчок тому, что в Тюмени и в стране появились специализированные поисковые отряды. Девочку, как и других пропавших детей, до сих пор разыскивают. Мама и папа Ани по-прежнему ждут доченьку. В семье Анисимовых произошло пополнение. Теперь Наталья с мужем воспитывают маленького сына. Старшую дочь, Анечку, Анисимовы ждут и уверены, что когда-нибудь она всё же вернется домой.
Если вам известно местонахождение разыскиваемых детей, сообщите в управление уголовного розыска УМВД России по Тюменской области по телефонам: (3452) 793–932, 793–227, 793–727 или в полицию — 02.
Официально: дело передали в Москву
В прошлом году председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил доложить о ходе расследования случаев безвестного исчезновения детей в Тюменской области в разное время. Уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство) находится в производстве Главного следственного управления СК России.
— Предметом внимания главы ведомства стали озвученные в СМИ данные по обстоятельствам пропажи детей в Тюменской области. Речь идет о 9 фактах безвестного исчезновения несовершеннолетних в условиях неочевидности начиная с 1997 года. Тела некоторых из них с признаками насильственной смерти были найдены ранее. Последним из этих случаев стало исчезновение этим летом 8-летней Насти Муравьевой, тело которой обнаружено 19 августа на берегу озера Оброчного города Тюмени, — заявила официальный представитель СК России Светлана Петренко.
Также мы писали, что уголовные дела о пропавших детях из Тюменской области объединили в одно производство. Есть несколько версий — от похищения детей неизвестными до версии, что к преступным действиям было причастно одно лицо. Как ведется розыск пропавших детей в разное время в Тюмени и регионе, есть ли какие-то зацепки на данный момент, в Управлении СКР на запрос ответили так:
— Вся возможная информация по интересующему вас уголовному делу публикуется на официальном сайте ведомства, — кратко сообщила старший инспектор отдела информационного сопровождения деятельности управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Сергеева.
Также на федеральном канале в передаче Андрея Малахова «Прямой эфир» вышел выпуск про пропавших детей в Тюменской области.
Обращение общественности
Общественники и волонтеры просят главу СКР рассказать о ходе расследования о пропавших детях в Тюмени и области. Так выглядят их призывы в соцсетях.
— Уважаемый Александр Иванович! У нас нет желания вмешиваться во внутренние дела СК. Но, как и огромному числу граждан РФ, нам хотелось бы узнать, какие меры приняты по результатам проверки для достижения прогресса в расследовании дел по пропавшим тюменским детям? — задается вопросом общественность.
«Потеряться может каждый, не каждого можно найти...»
Ксения Страбыкина, руководитель пресс-службы «ЛизаАлерт» в Тюменской области, рассказала, как часто в нашем регионе пропадают дети и что делать, если пропал ребенок.
— Согласно статистике, за 2021 год поступило 57 заявок пропавших детей до 18 лет. Из них найдены и живы — 44 ребенка, погибли четверо. По остальным родственники были найдены или же по заявкам проходил отказ (ложные заявки либо семейные разборки), — сообщила Ксения Страбыкина. — В этом, 2022 году было 18 заявок по детям пропавшим до 18 лет. Найдены и живы все 18 детей.
Специалисты также подготовили алгоритм, как быть, если пропал ребенок. Тут несколько простых действий:
1. Звоним в полицию по номеру 112.
2. Звоним на горячую линию отряда «ЛизаАлерт» 8 800 700–54–52.
3. Готовим свежее фото ребенка, где четко видно лицо и, если есть, в той одежде, в которой ушел.
4. Оповещаем ближайший круг — чат класса (возможно, ребенок у кого-то из одноклассников в гостях), родственники, друзья семьи.
— Не теряем время, четко и здраво делаем все указанные выше шаги, отвечаем на вопросы полиции и отряда, рассказывая даже незначительные, на ваш взгляд, детали. Чем раньше будет подана заявка на поиск, чем подробнее будет составлена ориентировка и описание, тем больше времени, возможностей и ресурсов на успешный результат. Помогите нам находить ваших детей! Потеряться может каждый, не каждого можно найти... — подытожила Ксения Страбыкина.
Если вы не знаете, что надо делать, когда пропал ребенок, то воспользуйтесь нашей простой и понятной инструкцией. В ней мы рассказали, куда надо звонить, к кому обращаться за помощью и как надо правильно составлять ориентировку, чтобы скорее найти пропавшего человека.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.