Еще в разгар лета в Тюменской области прогремела новость о том, что одна из учительниц отказалась прививаться от коронавируса, а потом заразила детей в школе. Якобы за это преподавателю грозит полумиллионный штраф. С тех пор власти объявили о том, что теперь с педагогов будут брать расписки, если те не захотят сделать прививку. С таким заявлением выступила замгубернатора Ольга Кузнечевских 24 июня (еще до введения в регионе обязательной вакцинации). Мы решили отыскать женщину, попавшую тогда под суд, но пришли к неожиданным выводам. Но прежде давайте вспомним, с чего всё началось.
О чём речь?
В конце июня на совещании с руководителями учебных заведений побывала Ольга Кузнечевских и рассказала о случае в одной из школ.
— Прививка от коронавируса — это забота не только о своем здоровье. В регионе уже есть случай, когда учительница в одном из муниципальных образований не захотела прививаться, заполнила письменный отказ, а потом заболела. При этом заразила четверых школьников. Виновнику грозит административный штраф до 500 тысяч рублей. Важно помнить, если такие действия привели к смерти человека, за это предусмотрена уголовная ответственность, в том числе лишение свободы до 5 лет, — подчеркнула заместитель губернатора.
Позже оперштаб объявил, как дальше в таких случаях будут действовать руководители учебных заведений. Впервые зашла речь о письменном отказе от вакцинации.
Журналисты из региональных СМИ быстро подхватили эту тему. Позже, 30 июня, Ольга Кузнечевских вышла в прямой эфир с уполномоченным по правам предпринимателей Тюменской области и начала отвечать на вопросы бизнесменов. Онлайн-встреча посвящалась вопросам ковида. И во время эфира замгубернатора вновь вспомнила историю про учителя. Только рассказала ее несколько подробнее, обмолвившись, что журналисты немного переврали ее слова.
— Я приводила пример, правда, его немножко перефразировали, и я бы даже сказала, переврали. Я рассказывала о том, что учитель в одном муниципальном образовании у нас дала письменный отказ. Кстати, письменный отказ от вакцинации — это обязательная процедура для сотрудников, это прежде всего ваши гарантии. Потом учительница заболела, но при этом выходила на работу, опять же вопрос: «Почему ей никто не мерил температуру и почему она работала без маски?» И в итоге заразила четверых ребятишек, они ходили в дневной летний лагерь. Четверых! Потом по кругу заболели ее [учителя] соратники по работе, дети заразили своих родителей. В результате в муниципальном образовании — очаг на 90 человек, — сказала Ольга Кузнечевских во время прямого эфира.
Замгубернатора предупредила предпринимателей о рисках, которые могут быть в случае, если их работники нарушают предписания Роспотребнадзора — штрафы и прочее. Но нас интересовал только очаг в одном из муниципальных образований, начало которому положила обычная учительница. О нём, кстати, ранее оперштаб не сообщал.
Что с учительницей?
Мы обращались в полицию, чтобы узнать подробности случая. Но там порекомендовали обратиться в суды Тюменской области, где и должны рассматриваться подобные правонарушения. Для того чтобы это сделать, нужно знать статью, по которой обвиняли учителя. Но в оперштабе так и не смогли уточнить эту информацию.
— Иную информацию предоставить не представляется возможным, согласно пункту 3 части 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», — кратко ответили нам спустя больше недели после запроса.
В департаменте образования тоже, как выяснилось, о случае с учительницей, заразившей четверых детей, ничего не знают.
— Документов, подтверждающих указанный факт заражения учеников школы новой коронавирусной инфекцией со стороны учительницы, в Департамент образования и науки Тюменской области, муниципальные органы управления образованием или в подведомственные образовательные организации от уполномоченных государственных органов не поступало. По данному факту неоднократно давались комментарии в СМИ, — прокомментировали в ведомстве журналисту 72.RU.
Мнение юриста
Однако никаких объяснений на самом деле власти не давали по этому случаю. Мы обратились к юристу, чтобы все-таки разобраться в этом вопросе. По мнению эксперта, вину женщины в том, что дети заболели, оказывается, довольно сложно доказать. Но если это как-то и удалось сделать, то не знать об этом учредитель школы — департамент образования — не может.
— В такой ситуации важно знать: контактировала ли учительница с ковидными, знала ли об этом, действительно ли она по своей воле работала, несмотря на имеющиеся признаки ОРВИ, и когда у нее диагностировали коронавирус (до или после заражения детей). И даже в этих случаях нужно еще доказать, что дети заболели именно по ее вине, — прокомментировала юрист Юлия Волохина. — Если выяснится, что она знала о том, что болеет ковидом, либо была контактной и нарушила санитарно-эпидемиологические правила, в том числе и ограничения, нарушение режима самоизоляции, то это статья 236 УК. Если ее действия приведут к реальной опасности, то есть массовому заболеванию других людей, то это ч. 1 ст. 236 УК (штрафы от 500 тысяч до 700 тысяч рублей, лишение права занимать определенные должности, ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет). Если все-таки речь об административном правонарушении, то это статья 20.6.1 КоАП. Но там наказание в виде штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Юрист также добавила, что виновность в этом случае может определить только суд. Это значит, что дело с учительницей обязательно должно было появиться в делопроизводстве. Из высказываний замгубернатора остается непонятным, какое наказание всё же понесла женщина — административное или уголовное. Если первый случай, то санкция статьи 20.6.1 КоАП не предусматривает такие большие штрафы. Так, может быть, всё же уголовное?
Мы просмотрели картотеки уголовных дел всех 25 судов Тюменской области, но обнаружили, что в этом году дело по статье 236 УК рассматривалось лишь единожды. Это был случай массового заражения в гостинице «Искра» — ковидом заболели 43 человека. Тогда возбудили уголовное дело по статье «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание граждан». В результате гендиректор гостиницы Антон Пузанов отделался судебным штрафом в 50 тысяч рублей.
Чем закончится история с учительницей — пока непонятно. Мы продолжаем искать эту женщину и следить за развитием событий. Запрос для прояснения ситуации направлен также и непосредственно самой Ольге Кузнечевских.