Статистика заболеваемости коронавирусной инфекцией в Тюменской области растет каждый день. Начиная с конца сентября график резко идет вверх. Еще в двадцатых числах первого осеннего месяца ковидом заболевало около двухсот человек в день. Сегодня же заражаются инфекцией больше трехсот тюменцев ежедневно, с каждым днем устанавливая всё новые антирекорды.
На самом ли деле всё так страшно, как сообщает нам оперштаб? Об этом как нельзя убедительнее говорит нескончаемый поток людей в месте, откуда людей выкатывают на носилках, чтобы погрузить их тела в черный фургон.
Мы приехали сюда и выяснили: с нагрузкой не справляются не только врачи, но и морги. По словам похоронных агентов и патологоанатомов, ритуальные кортежи к дверям инфекционного отделения осенью стали подъезжать особенно часто, а родные могут ждать выноса тела больше часа. С очередями в морг тюменцы сталкивались и в третью волну коронавируса, когда в среднем в день умирало по десять человек. Сейчас ситуация усугубилась значительно.
Корреспондент 72.RU Анастасия Малышкина провела возле дверей инфекционного блока полтора часа и следила за тем, как меняется обстановка. О том, что происходит в четвертую волну пандемии, — в нашем репортаже.
Странная картина: возле ритуального зала пусто, хотя парковка морга переполнена. Нет ни священников, которые обычно выходят на улицу между отпеваниями, ни людей, ждущих начала следующего прощания. Кажется, что всё спокойно. Проходим в конец забора.
Возле двери инфекционного блока стоят пять фургонов с надписью «Груз 200». Все они ждут родных, которые должны подойти на прощальную церемонию у крохотного окошка.
— Машин стало больше. Да, из-за ковида всё. Летом не чувствовалось такого. За эту неделю похоронили только одного, кто умер не от коронавируса. Остальные шесть — ковидники. И это притом что фирма у нас небольшая. Мы родных сразу предупреждаем, что если они забирают ковидных, то не всё так просто. А что поделать? Ситуация такая. Вчера ждали полтора часа, когда тело отдадут из морга. Много людей приходит. Вся площадь была забита родственниками, машинами, — рассказывает Сергей, похоронный агент.
Тем временем к моргу подходят две семьи. Жизни родственников каждой унесла страшная инфекция.
Людмила пришла вместе с дочерью и мужем проститься со своей мамой. Пожилой женщине был 71 год, когда ее не стало. На лице Людмилы нет слез. Говорит, что всё выплакала еще в больнице, когда узнала, что ее близкого человека лечить уже поздно — поражение легких большое, организм не справляется.
— Все жалобы у нас на больницу. Когда приехали первично, даже мазков не взяли. Мама вместе с папой заболели, кстати. Отец сейчас в госпитале. Когда второй раз врачи посетили нас, только тогда заставили их сделать тест. Было видно, что болеют они атипично: высокая температура, кости ломило. На КТ ни в какую не записывали. Я сама лично договорилась, повезла их на компьютерную томографию. Нас лечат только знакомства и связи. Привезли, а там уже поражение 60%, увезли обоих в больницу. Вон видите, одну откуда забираем. Думаю, если бы сразу сделали мазок, то картина могла бы быть другая, — делится историей своей семьи тюменка.
За забором стоит девушка. Она ждет родственников, которые должны приехать на похороны ее отца. Девушка признается, что смерть близкого человека стала для нее неожиданностью.
— Папе был 61 год. У него был целый букет болячек: инфаркт пережил, два инсульта, ампутацию ноги. Лежал в больнице. Она была переполнена, он долго ждал дома с температурой, пока его заберут. Еще справку о смерти мы почему-то ждали два дня, — говорит тюменка.
Она добавила, что на коронавирусных больных одежду сейчас не надевают, а кладут ее сверху на тело.
— Так удивило, когда узнала, что папу даже не помоют, не наденут на него костюм. Странно, да? Вскрытие проводят, а одежду не надевают. Сказали, что положат прямо на тело, — поделилась тюменка.
Постепенно начали собираться родственники. Несмотря на то что прощание будет проходить в закрытом гробу, на похороны пришли больше десятка человек.
Из-за забора проходим через пост охраны. Уже знакомый сотрудник открывает ворота и оживленно отвечает на наши вопросы.
— Конечно, больше очередей в морг стало! Вы же телевизор смотрите? Умирать стали часто. Вы это еще в выходные не были. Там вообще много, — делится своими наблюдениями Андрей.
Опять оказываемся у инфекционного отделения. Слышим крики: «Что ты наделала? Куда ты ушла?» Сейчас прощаются с 60-летней женщиной.
— Я приехал из Казахстана. Умерла моя сватья. Заразилась коронавирусом на работе, хотя прививку делали, — рассказал мужчина.
Рядом стоит вторая семья. Люди приехали задолго до момента выноса тела.
— Мы сами из Братска. 85 лет родственнику было. Осложнений никаких, только возраст, конечно. Прививку не делал, да и я в нее не верю, — рассказывает Мария.
Пока выносят очередное тело, а родные прощаются, заезжает еще один ритуальный кортеж. Мы выходим и идем к машине. Возле поста охраны курит сотрудник морга.
— Машины с трупами привозят переполненные. Больше всего в них ковидников. Рост заболеваемости стал заметен в конце сентября. Все-таки больше пожилых сейчас. У них иммунитет слабый, особенно осенью, — рассказал нам сотрудник морга, пожелавший остаться анонимным.
Мы уезжаем, а в черной ограде стоят еще две машины. Одна из них скоро поедет на кладбище, а водитель другой еще ждет родственников умершего. До конца выдачи тел остается всего час.
Этой осенью статистика заболеваемости коронавирусом бьет антирекорды. Мы следим за ситуацией и регулярно сообщаем о ней.
Летом у нас уже выходил репортаж про очереди возле морга. Тюменцы делились историями смерти родных: в третью ковидную волну умирали одинаково часто как пожилые, так и молодые люди.