После трагедии в Казани, где 19-летний стрелок устроил бойню в школе, опять всплыли вопросы к организации охраны в учебных заведениях страны: почему за безопасность отвечал только вахтер и тревожная кнопка? Родители пишут в социальных сетях, что школы недостаточно защищены от нападений — в охране в основном работают пожилые люди и у них нет оружия.
Мы поговорили с директором охранного предприятия «Сова» Владиславом Семенченко, который рассказал, как набирают охранников в школы, ужесточаются ли требования после трагических событий и почему школьной охране выдавать оружие — не самое лучшее решение.
— Оружия у охранников школ не должно быть, так как рядом много детей. После трагедии в Керчи (массовое убийство в Керченском политехническом колледже в октябре 2018 года, устроенное 18-летним студентом. — Прим. ред.) требования стали жестче. Заставили делать тревожные кнопки, вызывающие вневедомственную охрану. Раньше этого требования не было и по кнопкам могли и ЧОПы выезжать. Если бы в Казани и был охранник, что он может без оружия сделать человеку с дробовиком? — задается вопросом Владислав Семенченко. — Конечно, если бы имел при себе служебное оружие, то мог оказать отпор. Но это тоже создает вероятность, что в перестрелку могут попасть дети.
Директор охранного предприятия не приветствует появление вооруженных сотрудников в стенах школ, поскольку не исключает человеческий фактор, который может поставить под угрозу учеников. Например, во время перестрелки с нападавшим охранник может ранить ребенка.
Выигрывает тот, кто дешевле
Поставщиков услуг по охране школ и детских садов определяют через конкурс. Каждая школа самостоятельно выступает заказчиком услуг по охране учебного заведения. В среднем каждому учебному заведению для одного поста охраны требуется три сотрудника, которые работают сутки через двое. Стоимость одного контракта от 1,5 до 6 миллионов рублей в зависимости от размера школы.
— Три ЧОПа в закупке идут и побеждает тот, кто предлагает сумму за свои услуги ниже, чем другие, — рассказывает Семенченко, — Смотрят не на качество работы, а на дешевизну. Все школы стараются экономить. Побеждает ЧОП, который может быть хуже. Например, в Тюмени тендеры выигрывают курганцы. Привозят сюда людей из колхозов, живут вахтовыми методами. Пройдите по школам и посмотрите, какие ЧОПы охраняют их, и увидите. От этого страдает качество. Сотрудникам положено выходить сутки через трое, а их ставят сутки через двое. Добросовестные исполнители, как правило, не побеждают.
Пожилые охранники
В стоимость контракта входит заработная оплата охранников и покупка необходимой экипировки. Охранным предприятиям приходится тоже экономить на количестве сотрудников. На обеспечение одного охранника в школе, по словам Семенченко, тратится от 60 тысяч в месяц — это заработная плата, налоги и экипировка. Школы, которые не могут позволить себе большие расходы, тратят меньшие деньги. Отсюда появляется другая претензия родителей — пожилые сотрудники.
— Ничего плохого в том, что пожилые сотрудники, нет. Главное, что должны быть лицензированные охранники. Ему может быть и 50 лет, и 60 лет. Всё зависит от цены вопроса. Молодежь хочет больше получать же. Поэтому в охрану идут и пенсионеры, но они имеют лицензию, — рассказывает директор охранного предприятия.
Владислав Семенченко допускает, что в ближайшее время появятся новые требования, которые немного поменяют работу охраны в школах, но он сомневается, что они кардинально изменят ситуацию. Он допускает установку домофона на школьном заборе, как это делается в детских садах.
Жертвами стрелка казанской гимназии № 175 стали девять человек, среди которых семеро детей. Стрельбу в учебном заведении открыл 19-летний Ильназ Галявиев. Его удалось задержать.
В тюменских школах уже усиливали меры безопасности несколько лет назад, после событий в Керчи, когда в колледж ворвался молодой человек и открыл стрельбу по людям. После трагедии в Казани в Тюмени вновь задумались о защите. Руководство школ обязали собрать информацию о хулиганах и подростках, склонных к агрессии, а у входа в учебные заведения поставить КПП. После стрельбы в казанской школе министр просвещения Сергей Кравцов подписал письмо с рекомендациями для регионов по усилению мер безопасности. Он предполагает создание алгоритма действий при нападении на учреждения.