С прошлого года тюменцы стали чаще жаловаться на качество воды. Из крана у многих жителей города бежит желтая жидкость с кусочками ржавчины и специфическим запахом. Несмотря на то что местные паблики завалены жалобами и фотографиями испорченной сантехники, ведомства в голос твердят: «Соответствует СанПиН». Тюменка Евгения Тен борется с грязной водой в своем доме еще с осени, но пока результатов нет. УК, Роспотребнадзор и водоканал играют в «горячую картошку», перебрасывая ответственность за происходящее друг на друга. Девушка начала проводить интересный эксперимент, чтобы наглядно показать, насколько непригодная для использования вода бежит из крана в ее квартире. Далее — от первого лица.
«В воде появились черные мелкие точки»
То, что вода изменилась, стало заметно примерно с октября. Сначала я ощутила нетипичный запах. Вода не воняла, ничего такого, но сам факт, что вода — это жидкость без цвета и запаха, а у нас вдруг с запахом, меня уже тогда насторожил. Через несколько дней запах ушел (хотя потом еще пару раз всё же возвращался). Но с тех пор в воде появились черные мелкие точки. Их было то больше, то меньше. Я не знаю, с чем это связано, день на день не приходится, но с октября по настоящий момент они есть.
В ноябре я первый раз позвонила в управляющую компанию, там сказали звонить в водоканал. Позвонила. Специалист, ответивший на мой звонок, пообещал выслать бригаду и разобраться. Через несколько дней водоканал отзвонился мне и сказал, что они прочистили всё что могли. Теперь должно быть хорошо. Но, увы, ни через несколько дней, ни через неделю, ни даже через месяц ситуация не изменилась.
Трубам больше 40 лет
С октября по декабрь я звонила в водоканал по меньшей мере раз семь. И еще раз — в управляющую компанию. На мой второй звонок в управляющую в декабре они прислали человека, который набрал холодной воды в баночку, сказав, что проведет анализ. Результаты этого декабрьского анализа я, честно говоря, жду до сих пор.
Поняв, что мои звонки не дают никакого результата, в декабре я обратилась в Роспотребнадзор. Они прислали своих людей с бутылками, которые вместе с работниками УК поднялись к нам. Представитель управляющей компании, увидев наши трубы, сказал, что им уже минимум лет 40. Такая вода у нас из-за них, и нам их надо менять. Они сфотографировали трубы и составили какой-то документ, который позже принесли нам, и мы его подписали. Документ был в двух экземплярах, но на мой вопрос оставить нам копию сотрудник управляющей компании отказала, сказав, что это для них, и ушла.
Мы несильно беспокоились по поводу того, что нам не оставили документ. Подумали, что дело действительно в трубах и их поменяют. Люди из Роспотребнадзора набрали и холодной, и горячей воды и пообещали связаться по результату.
«Соответствует СанПиН»
14 января мне пришло письмо, в котором было сказано, что с холодной водой у нас всё в порядке и она соответствует нормам, а вот горячая вода — нет. Требуется дополнительная экспертиза. Хотя черные точки есть и там, и там. Дополнительная экспертиза горячей воды проводилась еще месяц, видимо, пока она совсем не остыла и не стала соответствовать холодной. В итоге 10 февраля мы получили ответ, что и горячая, и холодная вода соответствуют СанПиН. Это показалось еще более странным. Как горячая вода, которая не соответствовала, вдруг стала соответствовать? Ведь никто к нам с тех пор не приходил и повторно ничего не брал.
Трубы в квартире мы, разумеется, поменяли. Но даже мастера, которые их меняли, поинтересовались, почему мы это делаем. Они сказали, что дело вовсе не в тех трех метрах, которые лежат в нашей квартире: грязь идет не из них. Трубы заменили, но вода, как вы понимаете, не изменилась.
«Такая вода — это теперь наша норма»
Два раза в день я проверяю воду — утром и вечером. И с октября 2020-го не было ни дня, чтобы в ней не было грязи. Эксперимент с ватным диском я провожу так: включаю холодную воду и максимально близко подношу его к крану, делая как бы такой фильтр, чтобы вода просачивалась через ватную поверхность. Достаточно подождать всего 30 секунд или минуту, чтобы получить вот такой результат. Фильтр-кувшин для питьевой воды не выдерживает и недели.
Утром, 9 марта, я традиционно включила кран, чтобы посмотреть воду, и обнаружила, что она теперь не только с черными точками, но и серо-желтого цвета. Я вновь позвонила в водоканал. Они традиционно отослали меня в управляющую компанию, сказав, что те должны чистить трубы, которые находятся в доме. Затем я позвонила в УК, они опять прислали человека, который набрал воды в баночку и ушел. И каждый раз эти организации переводят эту проблему друг на друга. Везде говорят, что я единственный человек, кто им звонил сегодня и у кого с водой такая история.
Это всё напоминает какой-то театр абсурда. Возможно, и УК, и водоканал, и Роспотребнадзор хотят, чтобы мы избавились от шаблонов в своем восприятии и взглянули на свою жизнь по-новому, приняв тот факт, что такая вода — это теперь наша норма.
Вы довольны качеством воды в Тюмени?
Ранее наша редакция выпускала большое интервью с Виталием Гурским — главным инженером «Росводоканала Тюмени». Он рассказал, почему в Тюмени из крана иногда течет грязная вода и можно ли требовать перерасчет за нее.
В прошлом году мы разговаривали с заммэра Тюмени Павлом Переваловым (сегодня — глава Государственного управления строительства), он нам в подробностях рассказал, как работает система горячего водоснабжения и можно ли сократить опрессовки. Читайте это интересное интервью здесь. Недавно сотрудники водоканала проводили ревизию канализационных люков. Посмотрите, какие забавные крышки они нашли.
Время от времени жители Тюмени выкидывают в канализацию самые неожиданные вещи, например, лосиные рога, которые летом вызвали серьезный засор. Водопровод в Тюмени появился в 1864 году, он был первым в Сибири. Хотите знать, как в царские времена тюменцы мылись, ходили в туалет и где брали питьевую воду? Мы подробно рассказывали об этом минувшим летом.