В начале февраля уже бывший начальник Главного управления строительства Тюменской области Сергей Шустов заявил о планах снести корпус Тюменского государственного университета на Республики, 9 (здесь находится Институт социально-гуманитарных наук) для строительства нового. Сам вуз пояснил, что новое здание должно появиться в 2024 году.
Казалось, что всё в этой истории складно, пока на поверхность не всплыла одна деталь — вместе с корпусом ТюмГУ снесут стоящее рядом здание бывшего уездного училища на Семакова, 10, построенное в 1853 году. Это сразу же вызвало реакцию общественности и еще больше возмутило ее, когда стало известно — объект не относится к историческим памятникам.
Вероятно, общественный конфликт вокруг здания на Семакова только назревает и может быть похож на происходящее с логом Тюменки, когда там решили построить общежитие. Но прежде следует разобраться, что из себя представляет бывшее уездное училище и что не так с постройкой нового корпуса университета.
Что сносят
В ТюмГУ заявили, что строительство нового корпуса обойдется почти в 5 миллиардов рублей, 2,5 миллиарда из которых внесет федеральный бюджет. Сама идея сноса корпуса на Республики, 9 не нова — да и об уничтожении здания бывшего уездного училища говорили давно.
В 2015 году, когда озвучили планы о сносе корпуса университета, архитектор Екатерина Журавлева забила тревогу и создала петицию с требованием не допустить сноса бывшего уездного училища.
Само же здание непростое. Его в 1853 году для нужд учебного заведения построил видный тюменский купец, благотворитель и городской глава Кондратий Кузьмич Шешуков. Через четыре года здесь состоялось первое в городе театральное представление. Только через 35 лет купец Андрей Текутьев за свои деньги построит театр на улице Иркутской — ныне Челюскинцев.
«Ситуация осложняется тем, что здание не имеет охранного статуса объекта культурного наследия. Выяснился доселе скрытый факт наличия государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в 2014 году по заказу университета экспертом В. Жоминым. Скандально известное киллерскими экспертными заключениями ООО "Экспертиза Поволжья" предсказуемо цинично не признало этот объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, памятником», — пишет Екатерина Журавлева.
У Екатерины Журавлевой уже есть опыт борьбы за памятники архитектуры. Много лет она отстаивала круглую баню на Республики. Здание лишили статуса памятника и даже приготовились к его сносу. Тогда еще мэр города Александр Моор дежурно писал в ответ:
«Размещение объектов культуры и искусства (выставочные залы, галереи), объектов торгового назначения и общественного питания не предусмотрено».
Защитники бани даже устроили голый пикет, чтобы привлечь внимание к проблеме. В 2015 году губернатор Владимир Якушев неожиданно предложил отдать объект под нужды молодежи, а в 2019 году зданию вернули статус памятника. В 2020 году в круглой бане начались работы по реставрации.
Петиция Журавлевой много лет не была интересна, но после того как тему сноса вновь подняли, люди стали массово подписывать ее. Уже собралось 1500 подписей.
Необратимые изменения
В департаменте образования и науки Тюменской области сообщили 72.RU, что здание бывшего уездного училища находится в оперативном управлении ТюмГУ и является федеральной собственностью. Ссылаясь на ответ комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, добавляют: здание никогда не имело статуса объекта культурного наследия и не входило в реестр таких объектов.
«Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в 2014 году, это здание не обладает мемориальной (исторической), архитектурной или художественной ценностью. При этом первоначальный вид здания утрачен еще на рубеже 1950–1960 годов, когда его часть была снесена», — комментируют в департаменте образования и науки Тюменской области.
Госэкспертиза, основываясь на данных экспертизы, одобрила снос бывшего уездного училища вместе с корпусом ТюмГУ для строительства нового корпуса.
Чтобы понять, как сильно утрачен первоначальный вид здания, достаточно найти архивные фотографии здания. В первую очередь исчезла входная группа со стороны улицы Семакова. Вместо нее осталось только окно. Еще одно из критических изменений — прорубленная стена, соединяющая корпус на Республики, 9 с Семакова, 10.
Тут стоить отметить, что в других случаях памятники в Тюмени не утрачивали первоначальный вид, когда внутри прорубали стены. Например, в церкви Всех Святых на Свердлова, 29. Там расширили входную группу и прорубили стену для лестницы. Ни у кого сомнений в том, что храм остается памятником, не появилось.
Цветовая гамма фасада бывшего уездного училища тоже изменилась за годы, но это обычное явление для Тюмени. При этом сам фасад, судя по снимкам, остался практически без изменений. Что точно было уничтожено, так это усадьба купца Сергея Гилёва — соседнее к Семакова, 10 здание.
Критика архитектора
10 февраля в Сети появилась визуализация будущего корпуса ТюмГУ, который построят вместо старого. Пятиэтажное здание похоже по стилю на корпус Государственного университета Северного Зауралья на Республики, 7. Фасад выкрашен в бело-голубой цвет, как и рядом стоящий Знаменский кафедральный собор. Проект раскритиковал архитектор Виктор Станкевский.
Заслуженный архитектор России вспомнил скандал с отелем «Мариотт», который хотели возвести в опасной близости к Спасской церкви, и план постройки общежития ТюмГУ в логе реки Тюменки. Он заявил, что выбранный стиль корпуса университета выглядит как «немыслимое нагромождение безумных громадин друг на друга».
«Мне жаль того архитектора, которого наняли для создания тупого симулякра реконструкции ТюмГУ. Жаль, потому что у него не оказалось зрелости и мужества быть архитектором. А может, автор — дизайнер? К нему бы у меня претензий не было, кроме упрека в том, что он занимается не своим делом. Покровительство искусствам (именно покровительство, а не надзор и постановка во фрунт) — обязанность и привилегия власти. Но покровительство — не подмена творца. Счастье народа — когда власть умна, профессиональна, цивилизованна, способна услышать сигналы общества и создать систему автоматического регулирования, в том числе градостроительства и архитектуры. Горе — если наоборот, и тогда в этой трагедии власть исполняет комическую роль», — написал Виктор Станкевич. Его текст опубликовал Геннадий Крамор, секретарь Ишимского музейного комплекса имени Ершова.
Источник в ТюмГУ сообщил, что представленный проект корпуса университета устарел. Его придумали в 2015 году, и с тех пор много изменилось. Новый проект отличается от старого отсутствием колонн на фасаде и другой входной группой. Окончательный вид всё еще могут поменять до начала строительства.
Реакция ТюмГУ
Тюменский государственный университет сразу принялся отрабатывать негатив, вызванный информацией о сносе исторического здания. В первую очередь вуз пытался успокоить тюменцев, которые посчитали, что под снос пойдет красное кирпичное здание главного корпуса на Володарского, 6.
«Здание на ул. Володарского, 6 является памятником истории и охраняется не только государством, но и университетом. Здесь находится картинная галерея, где собраны работы известных тюменских художников, в актовом зале расположена мемориальная доска с именами студентов и преподавателей, погибших во время Великой Отечественной войны. Поэтому опасения, которые высказывают некоторые тюменцы в соцсетях по поводу его сноса, не имеют под собой никаких оснований», — сообщает Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ.
Тем не менее ТюмГУ акцентирует внимание не на сносе Семакова, 10, а на том, что на месте корпуса Республики, 9 появится современное здание, отвечающее всем требованиям нового поколения студентов.
Редакция 72.RU направила запросы в ТюмГУ и комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области с вопросами о сносе здания бывшего уездного училища. Ответы пока не получены.