Тюменцам из-за эпидемии коронавируса нельзя гулять по улицам, поэтому мы предлагаем вам исследовать город в нашей рубрике «Районы-кварталы». Ведь нам есть что рассказать. А сколько мы уже показали! В прошлый раз прогулялись по улице Щорса с её подземными бункерами, заброшенными домами и необычными сталинками, а до этого бродили по современному району Ожогино, построенному в скандинавском стиле.
Осенью прошлого года мы посещали Бабарынку вместе с её болгарскими пансионатами и тюменкой, держащей приют со 120 кошками. Только рассказывая про Бабарынку, нельзя не упомянуть её соседку — улицу Мельзаводскую.
Она длинная и почти незаметная, тянется от русла реки Бабарынка, бегущий в сторону района ДОК, заканчивается недалеко от Свято-Троицкого монастыря при встрече с улицей Подгорной. Вот такие витые нити тюменских районов у нас получаются.
Район пяти домов
Начало улица Мельзаводская берет в небольшом районе, спрятавшемся за рекой и окруженном дачным поселком. Здесь в отстранении от всей Тюмени стоят пять многоквартирников, построенных в совершенно разное время, и пять частных домов.
Первые деревянные многоквартирные дома здесь стали появляться после войны. Сейчас их готовят к сносу. На них уже висят таблички, предупреждающие, что к 2024 и 2025 годам этих домов не станет.
Самый «возрастной» дом расположился по адресу Мельзаводская, 12. Построен этот старичок в 1960 году, но выглядит он намного старше. Наверное, поэтому местные утверждают, что он появился сразу после войны.
В 60-е годы в Тюмени уже строили хорошие многоквартирники, которые служат верой и правдой до сих пор. Например, на той же Одесской улице, где был поселок ТЭЦ.
Деревянные дома только сейчас оснастили кое-каким отоплением и системой водоснабжения. Раньше всё топилось печью. Правда, на улице до сих пор стоит туалет. В Тюмени такие до сих пор встречаются в некоторых районах.
Жители дома устроились тут так основательно, что соорудили на берегу реки не только огороды, но и настоящие пристани с закрытыми сараями. Даже собаку посадили для охраны.
Таким образом, у каждого жильца есть доступ к берегу, словно живешь не на Мельзаводской, а на берегу озера.
Район многоэтажек очень чистый. На улице не валяются бумажки и фантики. Местные, кстати, очень любят заниматься различным украшательством. На гаражах жители рисуют цветы и божьих коровок.
У футбольной площадки мы вообще встретили висящие на заборе мягкие игрушки. Правда, немного жутковато смотреть на повешенного медведя, но каждый думает в меру своей испорченности.
Идём к заводу
Минуя небольшой мостик через Бабарынку, мы оказываемся на заводской территории. За рекой сразу же возвышается ликеро-водочный завод «Бенат». Одним из главных украшений предприятия является старое здание мельницы.
Пятиэтажное здание в английском стиле построено в 1907 году купцом Николаем Тартаковским. Говорят, что для устойчивости строения в растворе, которым скрепляли кирпичи, использовали яичный желток.
В 1910 году произошел пожар, уничтоживший всё производство. Купец решил не восстанавливать предприятие и продал кирпичное здание купцам Шадриным. С тех пор мельнице приписывают их фамилию. Именно Шадрины и запустили мукомольное производство, которое пережило царское и советское время.
Сейчас бывшее здание мельницы используется как офисное помещение завода «Бенат», производящего алкогольную продукцию. Спустя век оно так же красиво, словно построено только вчера. Хорошо, что предприятие не обшило здание сайдингом, а сохранило его первозданный вид.
Призаводской район
Кстати, именно у завода находится ближайшая остановка, на которую приходится идти жителям района многоэтажек в начале Мельзаводской. Называется она «Комбинат хлебопродуктов». Название не простое, а в принципе отражающее историю этого заводского района.
Здесь постоянно делали хлеб. Начиная от старых мельниц в начале века, заканчивая Тюменским комбинатом хлебопродуктов. Даже пруд Мельзаводской, отделяющий жилой район от промышленного, раньше назывался Мельничный.
После промышленного района начинается частный сектор, который преимущественно застроен деревянными домами. Ими Тюмень полна. Некоторые домики могут похвастаться красивыми ставнями и наличниками. Такой красотой Тюмень, кстати, всегда славилась. Подобное можно встретить в Степных переулках.
Особый интерес вызывают два дома в середине Мельзаводской. Здесь от улицы уходит небольшой заезд, где они и находятся. Один двухэтажный дом с виду похож на советскую контору — на фасаде до сих пор красуется ржавый герб СССР. Страны уже нет, а символика упорно висит на здании. Вероятно, так и будет, пока кто-то не затеет капитальный ремонт фасада.
Само здание построено в 1960 году. Местные заверяют, что догадки о советской конторе верны — раньше она была именно там, потом здание переделали под жилое.
Напротив стоит не менее примечательное строение — одноэтажное общежитие на Мельзаводской, 54б. Белое одноэтажное строение немного потрепано временем, а вокруг на земле валяется очень много мусора — укор в сторону местных жителей и коммунальщиков. Вход может испугать неподготовленного тюменца, но внутри никого застать не удалось. Только ребятишек, бегающих туда-сюда.
Внутри это вполне типичное тюменское общежитие: небольшие обшарпанные стены, рваный линолеум на полу и общий туалет с замками на дверях — наверное, чтобы чужие не ходили.
Этот район раньше был населен преимущественно рабочими ближайших комбинатов и заводов. Сейчас живут их потомки или новые жильцы.
Рядом, в огороде, копался житель этого дома. Саркис приехал в Тюмень из Еревана более 20 лет назад. Трудился 15 лет жестянщиком на комбинате, а сейчас на пенсии. Теперь свободного времени у него стало очень много, поэтому решил немного покопаться в огороде у дома. Правда, признается, что не очень хорошо получается. За десятилетия Тюмень быстро поменялась в глазах рабочего.
— Раньше вообще дыра была. Я словно в деревню приехал, когда оказался в Тюмени. Даже дорог нормальных не было. Собянин учился вместе с армянином, который из Еревана приехал. Собянин же тоже был там. Он говорит другу: ты можешь сделать Тюмень немного похожей на Ереван — эти фонтаны-монтаны и прочее? У нас же там каждые сто метров фонтаны с питьевой водой. Вот и начали что-то делать в Тюмени, чтобы нормальной стала, — рассказывает Саркис.
Саркис признается, что общежитие давно нуждается в расселении. Об этом говорят и чиновники, но почему-то всё никак не сдвигается с места.
— Я здесь 27 лет. Здесь жили все комбинатские. Лет 15 назад комбинат отдал дом городу. В 1994 году нам сказали, что общежитие подлежит сносу. 26 лет прошло, а всё не сносят. В прошлом году приехали и сказали, что к 2024 году должны расселить, — смеется мужчина.
Жизнь на Мельзаводской
Если вы решите жить на Мельзаводской улице, то будьте готовы к тому, что продают квартиры в относительно новых многоэтажках. Хотя вряд ли есть желающие купить жилье в деревянном доме, годящемся только к сносу.
На сайте объявлений удалось найти пять о продаже квартир в начале Мельзаводской. Однокомнатные площадью 35 квадратных метров продают за 2,5 миллиона рублей. В продаже таких — две квартиры. Остальные — это трехкомнатные стоимостью в среднем 3,2 миллиона рублей.
Ниже по улице в общежитии продают комнаты размером 15 квадратных метров почти за 800 тысяч рублей. Чуть больше по размеру будут подороже. В доме, где живет наш герой Саркис, тоже продают комнату площадью в 37 квадратных метров — за 1,8 миллиона рублей.
Улица Мельзаводская мало чем отличается от любой другой на окраине Тюмени. Свои краски в облик вносит соседство с предприятиями и рекой Бабарынка. Не так далеко находятся исторический центр города и тюменская набережная, но ощущается, будто находишься совсем на окраине.
Сложно поверить, что район основательно поменяет облик в ближайшие годы. О великих планах застройщиков на эту улицу не слышно.
Мы продолжаем исследовать Тюмень. Если вы живете в интересном районе и хотите нам помочь в написании следующего материала, то свяжитесь с автором рубрики Артуром Галиевым через соцсети или по телефону +7 922 47-90-081 (Telegram, Viber, WhatsApp).