Мы продолжаем исследовать Тюмень в нашей постоянной рубрике «Районы-кварталы», которая выходит по вторникам в 07:00. В прошлый раз мы гуляли по новому району «Ожогино», который опустел из-за карантина, а до этого изучали местность вокруг Свято-Троицкого монастыря.
Сегодня мы отправляемся в район улицы Щорса и её окрестности. Здесь мы увидим, с чего начинается улица Максима Горького, кто живет в бункерах под улицей Котельщиков и что скрывают заброшенные бараки на Индустриальной.
Горькое начало
Наш рассказ про район улицы Щорса, как ни парадоксально, начнем с улицы Максима Горького. Именно здесь начинается одна из самых протяженных улиц в городе. Тянется она почти 3 километра — от судостроительного завода и 50 лет ВЛКСМ.
Сама улица Максима Горького за свое существование несколько раз меняла название. До 1930 года она называлась довольно просто — 2-я Поперечная, затем стала называться совсем сложно — Односторонка к заводу Челюскинцев (о нём мы упоминали в рассказе про район Драмтеатра). Ныне это привычная нам улица Максима Горького, названная в честь известного писателя.
Условным истоком улицы сейчас служит старенький обшарпанный двухэтажный дом 1963 года, стоящий перед склоном. Внешний вид у него крайне печальный. Да и район вокруг него выглядит довольно атмосферно. Пожалуй, лучше место для съемок фильма про 90-е найти трудно.
Если взглянуть в сторону Туры, то можно увидеть корпуса судостроительного завода — старейшего предприятия города, основанного в 1928 году. Именно завод и река оказали влияние на развитие территории в XX веке. Но раньше здесь был пустырь.
Кости
В начале века район современных улиц Профсоюзной, 50 лет Октября, Елизарова, Щорса назывался Табор. Здесь татары, бухарцы и казахи торговали шерстью, шкурами и имели скотобойню.
Во время Гражданской войны здесь находились бараки для пленных красноармейцев. В 1918–1919 годах город находился во власти колчаковцев. О терроре, творившемся в те времена, напоминает памятник на пересечении улиц Максима Горького и Котельщиков.
13 марта 1919 года в Тюмени около 600 крестьян, мобилизованных в армию Колчака, подняли восстание: они уже отслужили свой срок в царской армии и не хотели идти на войну. Восстание жестоко разгромили уже к ночи того же дня, почти все его участники были убиты. Тела захоронили в братской могиле. Результаты того кровавого дня напоминают о себе до сих пор.
В 2017 году в Тюмени проходили масштабные опрессовки. В итоге по всему городу забили гейзеры горячей воды. Крупнейший порыв случился на Максима Горького, недалеко от памятника. Такой сильный, что пришлось менять все трубы и асфальт. Во время работ по восстановлению сетей рабочие наткнулись на кости. Символизм ли, но их сложили прямо у основания памятника жертвам колчаковского террора.
Позже следователи выяснили, что это кости столетней давности. Историки сошлись на мнении, что останки могли принадлежать солдату Красной армии.
— На месте этого памятника находятся братские могилы жертв колчаковского террора. Там было захоронено 320 человек. С 1915 по 1921 год на месте современного «Прибоя» находился концлагерь для военнопленных из стран центрального блока на 4600 мест. Там хоронили расстрелянных пленных, — комментировал находку доктор исторических наук Анатолий Кононенко.
Вполне возможно, на этой улице осталось ещё много черепов красноармейцев, захороненных под высотками.
По путям
Прощаемся с домом № 1 на Максима Горького и следуем по железнодорожным путям, идущим от тюменского речного порта до Лесобазы. Это место почти безлюдно, но волю своему творчеству здесь дали тюменские уличные художники. Некоторые граффити, конечно, порой трудно понять. Если урбан в Тюмени умер, то здесь ещё таится сопротивление.
Дома на Щорса
Железнодорожный путь упирается в улицу Елизарова. Вдали виднеется новопостроенный микрорайон Правобережный с его высотками. Мы же по Елизарова двигаемся в сторону улицы Щорса, названной в честь Николая Щорса — начальника дивизии Красной армии времён Гражданской войны.
Прогуливаясь по району, видим, что он застраивался в разное время. Сейчас можно выделить три основных периода: 1930–1950-е, 1960–1980-е и 1990–2000-е. Все эти периоды перемешаны в одном месте, поэтому, пройдя мимо деревянного барака, вы ненароком упретесь в кирпичную девятиэтажку. Связь поколений, так сказать.
От первого периода застройки осталось мало — только фотографии. В начале и первой половине века на Щорса стояли деревянные дома и бараки. Сейчас большинство из них снесли, остались редкие представители.
До сих пор сохранился многоквартирный жилой дом 1951 года постройки на улице Индустриальной, которая примыкает к Щорса. Здание уже много лет как заброшено, а его обитателями стали бездомные и прочие антисоциальные элементы. Мы не смогли сдержать любопытство и не посмотреть, что творится внутри.
Внутри, конечно, от былого быта ничего не осталось. Только старая разбитая советская мебель. В одной из комнат даже стоят остатки лампового телевизора в окружении бутылочек из-под этилового спирта и прочих «горючих» жидкостей.
Интересный факт, что у дома припаркована «Победа», принадлежащая любителю ретроавтомобилей. В голову закрадывается мысль, будто ты находишься на музейной выставке, посвященной 50-м годам, но забыл про это.
На Щорса, 9 можно встретить другого представителя тюменской архитектуры 50-х годов, который до сих пор живет и здравствует. Здесь стоит трехэтажный жилой дом, построенный в 1957 году. Такого в Тюмени больше не найдете — толстые стены, высокие потолки и необычная архитектура с круглыми окнами в подъездах.
Обновлено: читатели рассказали, что точно такой же дом стоит на Котельщиков, 1.
В сборнике документов «400 лет Тюмени» сохранился отрывок заметки Александра Фатеева от 1957 года, в котором он вспоминает улицу и этот многоквартирник следующим образом:
— На улице Щорса достраивается красивое трехэтажное здание. В доме оборудуется водяное отопление, ванные комнаты, канализация. В нижнем этаже будет открыт гастрономический магазин. Жильцы — рабочие и служащие судостроительного завода — готовятся к новоселью в новых благоустроенных квартирах.
В 70-е пошла вторая волна застройки улицы Щорса. Как и везде, строили здесь в основном пятиэтажные хрущевки. Сейчас большинство из них нуждается в капитальном ремонте, ведь износ домов достигает 50–60 процентов.
Развитие района не остановилось на развале СССР. В 90-е годы здесь активно начали строить кирпичные многоэтажки, которые изменили облик района. Теперь от старого судоверфного городка не осталось ничего, что бы напоминало о прошлом.
Бункер с крысами
Ниже улицы Щорса пролегает улица Котельщиков. До 30-х годов она называлась 1-я Таборная. Сейчас она частично застроена частным сектором.
На улице Котельщиков, 2 стоит многоэтажный дом. Место ничем не примечательное и на первый взгляд мало чем отличается от других дворов Тюмени. Вот только там под спортивной площадкой располагается настоящий бункер. Он давно заброшен со времен развала СССР, и теперь в нём хозяйничают крысы, периодически пугающие местных жителей.
Местная управляющая компания даже хотела начать их травить, но юридически не может это делать, так как бункер — собственность государства. Он даже не принадлежит городским властям.
Почем жилье
Из-за того что район улицы Щорса застроен домами разных времен, меняется и ценник на жилье. Если в старой хрущевке однокомнатную продают за 2 миллиона рублей, то в кирпичной многоэтажке 2000-х годов такую же по площади квартиру продают почти за 3 миллиона рублей.
В доме на Щорса, 9, о котором мы говорили выше, почти стометровую четырехкомнатную квартиру продают за 4,6 миллиона рублей. Нынешний владелец честно говорит о том, что дом сильно изношен — на 47%.
Разброс цен зависит от состояния и новизны дома. Выбор, конечно за вами.
Читайте другие материалы рубрики «Районы-кварталы» с помощью карты.
Мы продолжаем исследовать Тюмень. Если вы живете в интересном районе и хотите нам помочь в написании следующего материала, то свяжитесь с автором рубрики Артуром Галиевым через соцсети или по телефону +7 922 47-90-081 (Telegram, Viber, WhatsApp).