Школьников обязательно записывали в музыкалку: одних – на класс фортепиано, других (мест и преподавателей на всех не хватало) – на другой инструмент, но с обязательным изучением клавишных. Меня поздно записали в музыкальную школу № 1, и учиться музыке «пришлось» на виолончели. Кстати, старейшая школа до сих пор находится на том же месте и продолжает обучать детей музыкальной грамоте и игре на различных инструментах. В адрес виолончели могу сказать только слова восхищения и вечного преклонения. Именно в музыкальной школе, играя несложную партию в детском симфоническом оркестре, я поняла, как это здорово, когда простой казалось бы звук твоего инструмента сливается в общий, и получается мощная и красивая музыка.
Занятия на фортепиано для струнников начинались со второго класса музыкальной школы. К этому времени мне приобрели инструмент. Не знаю точно, сколько стоило пианино, которых в центральном универмаге было немало разных производителей и цен. Мне купили самое простое «Тюмень», с оглядкой на то, что дорогое брать не стоит, вдруг передумает учиться. Наверное, так рассуждали многие родители юных дарований. Поэтому почти в каждой семье юных музыкантов была простенькая «Тюмень». Инструмент занимал почетное место в самой большой комнате квартиры. Хотя пианино – более компактный инструмент, чем рояль, и много места не требует, но в квартирах хрущевского периода оно несколько портило интерьер. При этом было признаком некой состоятельности.
Бабушка не могла позволить купить мне инструмент на свою пенсию, но очень хотела. Ей виделось, как однажды я сыграю «Полонез» Огинского. Голубая мечта бабушки, кстати, позже осуществилась. Было принято решение продать ковер, который, давно свернутый в трубочку, стоял в углу. На стену не вешали, считали мещанством. На пол такой нельзя было постелить. Дело в том, что это был ковер с репродукцией картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», привезенный отцом после службы в Германии. Сдали шедевр в комиссионку. На вырученные деньги купили пианино «Тюмень». Воистину верное решение. Ковер сьела бы моль, а я научилась играть на фортепиано.
Многие называют его «дровами», «гробом на колесиках» и другими обидными словами. А я благодарна судьбе и за тот ковер и полированное черное пианино, которое, впрочем, приносило в жизни немало проблем. Первая проблема была решена еще бабушкой. Транспортировка из магазина. Четыре крупных мужика, в том числе и мой дядя Володя, внесли инструмент на… первый этаж нашей квартиры. Баба Сима щедро накормила грузчиков и, кажется, дала им денег на бутылку. Это не афишировалось в нашей семье… Когда через тридцать лет мы переезжали на десятый этаж, перевозили инструмент в два приема. Сначала на «газели» до нового места жительства. Наверх к вечеру подняли всю мебель, кроме инструмента. Муж и его друзья порядком устали и «приговорили» стоять пианино у подъезда до утра следующего дня. У меня была бессонная ночь. Вдруг кто покусится на мое дорогое, сломает... Унести-то не унесут, лишь это успокаивало. В 4 часа утра кто-то стал трогать клавиши моего инструмента. Мы подскочили с временных лежбищ как по тревоге. Поглядели в окно – а там прощались два загулявших приятеля. Побрякав перед этим по клавишам, они оставили пианино в покое. На следующий день четыре резвых гастарбайтера внесли пианино в квартиру на десятом этаж. Всего по сто рублей за этаж.
Настройщик приходил к нам не однажды. И каждый раз ругал инструмент, мол, бывают пианино намного качественнее, известных фирм. Что не купите? Но меня и такое всегда устраивало, я не могу с ним расстаться и сейчас. А когда вижу объявления в газете «продам пианино, самовывоз» или «отдам в хорошие руки бесплатно», понимаю владельцев устаревших инструментов. Да, теперь есть современные аналоги, которые можно спрятать в шкафу. И не будет инструмент стоять пылиться и зиять своей чернотой на фоне стильной обстановки. Но все-таки жаль мне видеть разобранный по частям инструмент на помойке, как это было недавно. Разрубили и вынесли по кускам. Никого не хочу разжалобить этой историей. Просто, мне кажется, что в тот период времени, когда мебельная фабрика была тюменской фабрикой клавишных инструментов (с 1961 по 1986 год), детей, познавших прелесть игры на фортепиано, в нашем городе было больше.
Социально-информационный проект «Место рождения: Тюменский край» и сайт 72.ru приглашают читателей поделиться своими воспоминаниями в совместном проекте «Историю делаем мы сами». Летопись края немыслима без историй отдельных людей, их поступков, решений, судеб, историй семей, личных воспоминаний. Расскажите о людях, о тех, кто вам дорог, чьи судьбы неразрывно связаны с судьбой нашего региона. Пусть это станет поводом пересмотреть семейный альбом и расспросить своих близких о том, как складывалась их жизнь, поводом записать воспоминания. Пусть ваши истории станут данью памяти и уважения и тем, кого уже нет рядом, но кто жил и трудился на благо Тюменской области. Самые интересные истории будут размещены на портале 72.ru и Rodinatyumen.ru и в будущем станут страницами большой летописи нашего края. Историю делаем мы сами. Будущее делаем мы сами. Вместе.
Все истории можно посмотреть здесь.
Написать историю.