Город Олимпиада – красивый повод уйти

Олимпиада – красивый повод уйти

Современные немецкие историки любят порассуждать о том, что если бы с Гитлером случилось что-нибудь нехорошее в 1938 году, он остался бы в памяти последующих поколений самым успешным канцлером в истории Германии. Увы, немногим удается вовремя уйти.

Так, счастливчиком стал Алан Гринспен, председатель Федеральной резервной системы США. Успешно проведя корабль американской экономики через биржевой крах 1987 года и кризис «доткомов», он ушел в ореоле славы, а всего через год в США начался самый тяжелый за всю историю страны экономический кризис. Только Гриспен как бы уже не при чем, и шишки достались его сменщику Бернанке. 1 февраля уже очередь Бена уходить в отставку – и как знать, что придется пережить его преемнице? Может быть, это будет что-нибудь такое, после чего Бернанке тоже станет считаться везунчиком?

Если бы Путин умел подбирать себе кадры, его бы уговорили уйти на покой в мае 2008 года – еще до кризиса, в зените славы, а все последующие тридцать три несчастья повесить на специалиста по римскому праву. Вообще в этом большое преимущество демократии: возможность время от времени начинать с «чистого листа». Увы, советники не смогли ни кризис предвидеть и дать шефу своевременный совет, ни уже в ходе кризиса продемонстрировать свои способности. А сейчас вообще патовая ситуация: цены на нефть как во времена «поднятия с колен», а курс иностранной валюты хуже, чем при кризисе. Коллеги все, что особо обидно – Буш-младший, Берлускони, Шредер, Саркози, Тони Блэр, да даже Гордон Браун, а теперь Бернанке – живут в свое удовольствие, развлекаются себе. А тут какое-то проклятие – то премьером надо работать идти, то президентом (да еще и в Новый год), то опять в премьеры, то снова в президенты. Прямо второгодник, прости Господи. И уйти ведь несолидно – нет такого же красивого повода, как перед кризисом 2008-го. Разве если только сразу после Олимпиады?

Что характерно, советникам тоже уйти не дает. Всем тем, кто прошлый кризис проморгал. Видимо, в отместку. Самых заслуженных отпустил – Кудрина, Игнатьева – а остальным отказ. Набиуллину из министерства экономики направляют в Центробанк, Улюкаева из Центробанка – в министерство экономики. Силуанов, бедняга, уже 29 лет безвылазно в минфине. Улюкаев поменьше, но все равно – пришел вместе с Гайдаром еще.

В принципе, в долгом «сидении» тоже имеется толк. Например, знаменитый Алекс Фергюсон только на пятом году пребывания в «Манчестере Юнайтед» ухитрился хоть что-то выиграть с этим клубом. А потом нормально так пошло. И это не рекорд (точнее, антирекорд): Юрий Семин восемь лет тренировал московский «Локомотив», прежде чем его раскочегарить. Только наш экономический блок правительства как-то слишком уж давно не выигрывает ничего.

Есть у меня знакомые, которые считают, что чудес от этой команды из экономического блока ждать не следует. Либералы мол, догматики, все из ВШЭ и РЭШ. Не умеют ориентироваться по обстоятельствам. Другие говорят: да хуже даже, просто агенты иностранного влияния, специально делают все плохо.

Но для меня важен вопрос первопричины. Допустим, человек действительно либерал или там иностранный агент, и это плохо, но почему он стал таким? Говорят, либералы глупы – ничего подобного, умных и глупых в этом лагере столько же, как в остальных. Чтобы понять, в чем причина импотенции экономического блока, надо изучать оттуда лучших, как раз умных. Например, Андрей Рэмович Белоусов. Недавно был министром экономики, сейчас советник Президента. Из хорошей семьи – отец был талантливым советским эконометриком, учитель не менее талантливый советский эконометрик. Читаю опус Андрея Рэмовича еще 2005 года: удивительно точно описано то, что происходит сейчас в экономике России, с поразительным совпадением по годам. Даже указаны причины, почему происходит то, что происходит – и это еще 9 лет назад! В общем, с математической точки зрения посчитано довольно хорошо. Ошибка только в цене на нефть – предполагались 40-50 долларов за баррель – но все остальное совпадает.

Единственное, что мне не нравится в опусе – это образ идеального будущего. Согласно Белоусову, идеальное будущее это когда Россию пустят погреться у чужого костра. Если более развернуто, то мы должны привлечь западные инвестиции, чтобы купить на них западные технологии. После чего мы опять сможем привлечь западные инвестиции, на них построить новые трубопроводы, по которым сможем качать на Запад еще больше нефти с газом. После чего… естественно, сможем привлечь на Западе очередные инвестиции.

В этой логике ряд аксиом не кажутся мне бесспорными. Например, а если Западу не нужны будут наши нефть и газ (что и начинает, собственно, происходить)? Есть на этот случай запасной план или нет? Или зачем покупать на Западе технологии, если мы сами постоянно их туда продаем? Может, как-то сбалансировать процесс? Ну а если в целом: зачем проситься погреться к чужому костру, если можно свой развести?

На мой взгляд, это и есть первопричина, почему человек становится либералом, агентом и т.д., и почему у либералов даже при условии благих намерений уже больше 20 лет ничего не получается. Это ощущение собственной вторичности. Мол, чужой костер лучше, он более правильный, а свой какой-то несолидный, провинциальный. И ведь это ощущение много где у нас проявляется.

Вот даже взять Тюмень. Как вы думаете, много ли на свете стран, которые умеют производить авиадвигатели? Вы удивитесь, но даже такая технологически продвинутая страна, как Германия, не в состоянии сама их создавать – только в кооперации. Такая технологически развитая страна, как Япония, когда-то умела производить авиадвигатели. Сейчас увы. А много ли стран, умеющих производить авиадвигатели для аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой? Такие места на Земле можно пересчитать на пальцах одной руки. Одно из них – Тюмень. И как? Никак. Заказов нет. Но ведь Россия чемпион по бездорожью, здесь лучше всего передвигаться на летательных аппаратах или аппаратах на воздушной подушке. Тогда почему бы не выпускать здесь, на базе тюменских моторов, индивидуальные летательные аппараты? А потому. Как это – Тюмень и вдруг? Слишком смело, чтобы оказаться правдой.

Другой пример. Как установил в прошлом году журнал «За рулем», лучшие автомобильные аккумуляторы на российском рынке – из Тюмени. Подсказываю: со следующего года, в худшем случае с 2016-го в мире начнется бум электромобилей. Ну так почему бы не?.. Хотя ладно, вопрос ведь риторический.

А ведь мы такими не были. Сейчас в мире популярно слово «биткойн». Виртуальные деньги. Частичка «бит» понятна, «койн» означает золото, монету… А откуда произошло слово «койн»? Означающее самое святое, что имеется на Западе – деньги? Предупреждаю, что сейчас я процитирую не какого-нибудь фрика вроде Драгункина, а самого что ни на есть Макса Фасмера. Итак: др.-фриз. cona заимств. из русск. «куна».

Или проделайте такое упражнение. Возьмите циркуль и карту Европы. Ножку циркуля поставьте на месте города Владимира, а карандаш на месте Анкары, затем проведите окружность. На окружности окажутся столицы Турции, Болгарии, Сербии, Словакии, Австрии, Чехии, Германии, Норвегии. Повторяю – в центре будет российский Владимир. Теперь перенесите карандаш на место Берна (ножка должна остаться на Владимире), проведите новую окружность. На окружности будут столицы Швейцарии, Италии, Кипра, Ливана, Сирии, Ирака и Ирана. Рядом с кругом будет столица Бельгии и Люксембург.

Ну как можно не обожать эту страну? Как можно променять ее на место у чужого костерка?

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 36 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем