Режиссер: Роланд Эммерих
В ролях: Джон Кьюсак, Аманда Пит, Чиветел Эджиофор, Тэнди Ньютон, Оливер Плэтт, Томас МакКарти, Вуди Харрельсон, Дэнни Гловер и другие.
Сегодня, 12 ноября, состоялась премьера «2012» работы именитого «катастрофного» режиссера Роланда Эммериха («День независимости», «Послезавтра») – все о том же, да на новый лад: на этот раз в экранные два часа и сорок минут укладывается разрушение практически всего культурного и ландшафтного наследия планеты. Сказать, что получилось масштабно – ничего не сказать, потому что заявленного жанра и пары трейлеров вполне хватит на понимание того, что фильм стоит смотреть исключительно на большом экране. И чем больше – тем лучше.
Джексон, неудачливый писатель и папа выходного дня, везет своих детей в кемпинг в парк Yellow Stone, чтобы покормить комаров, поесть сендвичей и посмотреть на прекрасную природу. Однако вместо когда-то огромного озера они видят жалкое болото, а затем их и вовсе забирают военные до выяснения обстоятельств. Поддавшись слухам о грядущей катастрофе, Джексон начинает глубже копать, и наконец докапывается до того, что конец света все-таки близко. Арендовав небольшой кукурузник и в последний момент успев усадить в свой лимузин детей, бывшую жену и ее нового приятеля, он с помощью руля и какой-то матери вывозит семейство из падающей за их колесами Калифорнии в надежде, что им удастся попасть на ковчег, который якобы строит правительство, потому что иначе не выжить. Однако спасение находится в Китае (а где еще, спрашивается, можно построить семь высокотехнологичных кораблей за три года), и добираться туда героям приходится практически пешком, когда с неба падают камни, земля извергает лаву, и бог знает что еще творится по всему земному шару.
Это только одна линия «2012», так сказать, бытовая. Огромный вопрос – отчего вдруг планете захотелось самоуничтожиться – расследует сюжетный «научный» закоулок, и от забитой в трейлер теории о предсказаниях индейцев майя там осталось только упоминание где-то в телевизионной передаче. Все гораздо прозаичнее: Солнце швырнуло в Землю протуберанец чуть сильнее предыдущих, в результате чего земное ядро раскалилось, нагрело грунтовые воды и в итоге пустило континенты по миру с шапкой. Научно? Вполне. И самое завораживающее в этой науке – визуализация этих процессов. То, ради чего стоит усидеть на стуле почти три часа – спецэффекты, коих использовано буквально тонны. Это то, ради чего в принципе создаются фильмы-катастрофы, без них «2012» становится удивительно скучной философской притчей.
– Когда люди перестанут бороться друг за друга, они утратят право называться людьми.
Проблема, которую поднимают создатели, – если ты никто, имя тебе никак, и миллиард евро про запас за входной билет на ковчег нигде не завалялся – сиди дома и умирай страшной смертью. Такая участь уготована практически всему населению планеты, ведь главная задача – не то что бы впоследствии спасти генофонд, а сохранить некоторое подобие правительства. В первую очередь на ковчеги выгружают глав государств Большой Восьмерки: запинаясь о своих собак бежит королева Елизавета, похожий на Брежнева президент России прячется за многочисленную свиту переводчиков – они следуют разработанному плану и пользуются правом миновать катастрофу, но критерий отбора достойных жить довольно сомнительный. Мы же ходим по одной земле, и какое значение имеет твой титул, кошелек или связи, если речь идет о гибели мира.
Единственными воротилами политики, понявшими эту простую истину и добровольно сдавшими свои билеты во имя лучшего будущего, – черный президент США и иссохшийся правитель Италии. «Капитан уходит со своим кораблем» – тонко подмечает советник Карл, никому не отдавший свой второй билет на выживание, потому что бывшая подружка – дура, а нынешняя и того хуже. Да чего далеко ходить – ученым, которые предсказали апокалипсис и разработали план спасения человечества, местечка в лодке не нашлось: одному свою каюту уступил пресловутый черный президент, а второй погиб вместе с семьей, так и не дождавшись самолета до пункта назначения.
– На борту ковчега, в новом мире молодой ученый полезнее старого больного политика.
Многочисленные персонажи вообще радуют глаз – они хоть и забиты в угол безвыходным положением, но ведут себя тем не менее как люди. По крайней мере, подавляющая их часть. Даже русский олигарх Юрий Карпов, подло бросающий друзей, реабилитируется в глазах зрителя, когда поднимает на закрывающиеся ворота ковчега не свою задницу, а двоих сварливых сыновей. Что уж говорить об исключительно положительных персонажах, когда даже у подонков включается сердце. Однако вот, как и поныне принято в бюрократическом обществе, чтобы за 15 минут до решающего удара волны впустить еще несколько тысяч человек в ковчеги, приходится организовывать телемост с главами государств и талантливо ораторствовать, пока последние не пустят слезу и не откроют ворота отчаявшимся пассажирам.
Отдельной строкой я поблагодарю героя Вуди Харрельсона, отважного радиоведущего, поглощающего огурцы с пивом. Это он задорно вещает прямо из Yellow Stone, который с минуты на минуту превратится в гигантский вулкан. Это он своей передачей, возможно, умиротворил не одну сотню человек.
В «2012» нет ничего принципиально нового, чего не было бы в других, пусть и менее масштабных фильмах-катастрофах. Есть хорошие деятельные люди, глупые шкурные чиновники, отважные моряки, летчики, музыканты, отшельники; есть государственная система, которая давит не хуже землетрясений, цунами и вулканов. Есть красивая картинка «пылающего глобуса», есть семейная и околосемейная драма. Создатели постарались даже больше, чем нужно: стремление гиперболизировать все сценаристские достижения кинематографа так и пышет из всех углов. Однако то, на что обращает внимание Эммерих, делает «2012» своего рода руководством к действию: в любой реальной ситуации, хоть чем-то напоминающей гибель человечества, гарантия выживания не купится и не образуется просто так. Дарвин не был дураком, впрочем, как и Ной.