Образование

«Платят 27 копеек за одну проверенную тетрадь»: учителя — о работе в переполненных школах Тюмени

Работы у преподавателей стало больше, а платят столько же. И это далеко не все проблемы

Мы разговорили разных учителей и узнали, как они работают сейчас

Новость о нехватке учителей в Тюменской области вызвала много споров и не оставила равнодушных к этой ситуации даже среди самих педагогов. Пока департамент образования не видит проблемы с кадрами, сотрудники школ рассказывают о своих тяжелых буднях. Оказалось, что они страдают не меньше, ведь нагрузку распределили между ними. Что из этого вышло, нам рассказали сразу два преподавателя: один — из начальных классов, другой — предметник. Оба предпочли во избежание проблем с руководством остаться анонимами. Далее — их монологи.

Учитель начальных классов: «Нехватка кадров кажется катастрофической

»

Нагрузка в начальных классах минимальная — 19 часов. Чтобы хоть как-то заработать, учителя просят дополнительную нагрузку. В среднем и старшем звене, наоборот, перегруз. Многих учителей просто не хватает.

Тенденция к нехватке учителей началась уже давно. Просто о масштабах никто не задумывался. Что такое 2–3 класса на параллели? Где-то дали учителю два классных руководства — и нет проблем. Сейчас же, когда на параллели 12–13 классов, нехватка кадров кажется катастрофической. Классы приходится расформировывать. И вместо 25–30 человек в классе у вас уже 35+ детей.

Учителя, которые пришли первый год работать, уверены, что знают все современные тенденции, их этому учили. У них горят глаза! Но уже в школе понимают, что технологиями тут и не пахнет. Интернет медленный, компьютеров на всех не хватает, оборудование устаревшее. Хочется работать? Может быть, но запал пропал. Второй момент — когда родители своими «просьбами» настолько давят на учителя, что он не выдерживает и сбегает. Куда сбегает? По совету Медведева — в бизнес. На репетиторстве учитель зарабатывает больше, притом имея малые группы и здоровую психику.

В школах много «надо». А кому «надо» — непонятно. Нам говорят: «Сдай отчет об отчетах, о которых ты уже отчитался, и отчет об отчетах, о которых ты еще не отчитался. Сдай журнал о журнале, журнал внеурочки, платных услуг, консультаций, овэзэшников и так далее». Звучит как шутка, но у нас столько документальной работы, что иногда не понимаешь, в чем же истинная миссия учителя — учить или отчитаться.

Мы снизили нагрузку на учителей, говорили они. Но по факту всему нужно подтверждение. «Дайте мне справку, почему ребенок на уроке дышал воздухом с примесями, а не чистым кислородом». Большинство школ сдает отчеты для галочки, потому как отклонение от нормы чревато штрафами. «Как это у вас 10 двоек за проверочную? Исправляйте». Вот и показатели детей, вот вам и отличники, которые будут строить машины, проектировать дома, лечить и учить.

Учителя не выдерживают такого прессинга и сбегают: кто в репетиторство, а кто и в другие сферы. Педагоги — люди многогранные.

Работа почти круглосуточная

Но вернемся к тем, кто, как и я, остался работать в школе. Рабочий день учителя выглядит примерно так:

05:00 — подъем (ведь надо утром и о семье позаботиться, приготовить завтрак, например).

06:55 — учитель уже на работе, так как нужно подготовить к уроку доску, материалы и кабинет в целом.

07:15–07:45 — нужно встречать детей на улице (в дождь и слякоть, в зной и мороз).

08:00–13:00 — уроки. Казалось бы, спокойное время. Но организация перемен тоже на учителе! Поиграй, порисуй, а еще дежурство в коридорах. Как коршун, смотришь, чтобы дети не бегали, не разбивали себе и другим носы. Не приведи боже, если это случилось! Начинается карусель: мама, медик, соцпедагог, серьезный и неприятный диалог с начальством, а в худшем случае — с сотрудником прокуратуры.

13:00–16:00 — какая-нибудь планерка и проверка тетрадей. За проверку тетрадей платят 300 рублей. Чтобы вы понимали, в начальной школе обязательно проверять тетради каждый день! Теперь посчитаем. Стопка тетрадей по математике, вторая — по русскому, третья — по окружающему миру, четвертая — по литературному чтению. В общем, в пересчете на тетрадь — это 27 копеек за каждую. Мы считали, это точно. Хочется ли их проверять каждый день? Ответ напрашивается сам.

После 16:00 начинаются вопросы от родителей. Благо есть родители понимающие, но, как показывает практика, есть и такие, кто звонит после 23:00, пишет в 00:30 и даже позднее.

19:00 — начинается подготовка к урокам на следующий день. Подготовка качественного одного занятия занимает в среднем час-полтора. В начальной школе 4–5 уроков в день. Мы не можем прогонять один и тот же урок много раз на параллели. Каждый раз всё должно быть новым. И даже наработки с прошлых выпусков можно считать уже неактуальными спустя 4 года. Каждый раз — с чистого листа.

Плюс есть внеурочная работа. Зачем она и кому действительно нужна — большой вопрос. Дети устают от уроков, им уже не до еще одного занятия по робототехнике сразу. Учителю тоже за это не спешат платить — это «наша обязанность».

Впрочем, как и воспитательная работа, походы с детьми, работа с родителями, праздники, концерты и миллион школьных конкурсов. Чтобы хоть как-то заработать, мы берем допуслуги, к ним тоже готовимся и втискиваем в свой и без того плотный график.

Подготовка к урокам окончена примерно к 23:00. Спать?

Самый любимый вопрос у всех — сколько ты зарабатываешь? Ну давайте посчитаем. Мой оклад — 20 тысяч рублей, за классное руководство доплачивают семь тысяч, премии выходят не больше десяти тысяч. И вот я счастливый обладатель 35–37 тысяч рублей в конце каждого месяца. Не совсем справедливая компенсация за практически круглосуточный труд и подпорченное здоровье. Почему не ухожу тогда? Потому что люблю свою работу и детей. Если бы работа не приносила мне удовольствие, то ничего бы меня здесь не удержало.

Почему коллеги бегут из школ? Причин много, и самых разных: кто-то разочарован зарплатой, кто-то боится за здоровье, у кого-то не совпали ожидания и реальность.

Учитель-предметник: «Эмоционально выгораешь, а компенсации нет»

Если рассматривать физику, которую я веду, то часов немного. То есть, например, на всю школу полагается 40–50 часов физики. Если брать двух учителей, то нагрузка будет маленькая, а один учитель не вывезет. Даже если брать в расчет больше часов и двух учителей, то зарплаты будут небольшие. Почему еще не хватает учителей? Да потому что тяжело, эмоционально выгораешь, а компенсации нет. Хочется получать больше зарплату.

Мой график такой: утром — школа, днем — школа, вечером — подготовка к урокам. Зарплата и время, которое ты тратишь на работу, совершенно несоизмеримы. Спасибо за длинный отпуск хотя бы.

На сегодня мой рабочий день такой:

К 08:00 в школу, так как я классный руководитель и меня ждут дети. Потом начинаются уроки. После обеда — снова занятия. Только уже для классов, учащихся со второй смены. В свободную минутку заполняешь бумаги. Руководству нужно отчитаться за каждого неуспевающего ученика. Подросток срывает уроки, не делает задания — на комиссию его! Ребенку ставят диагнозы «ЗПР» (нарушение нормального темпа психического развития), «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и прочий набор букв, означающий неприятные последствия. А он просто 42-й ребенок в классе, который сидит на последней парте! Он просто не услышал, о чем говорил учитель, а потом потерял интерес к происходящему (как бы, возможно, поступили многие из нас).

Конечно, в теории есть консультации раз в две недели по учебному предмету. Но ходят на эти консультации 15–20 человек, что мало отличает их от урока. Заниматься индивидуально — волонтерство для учителя. Но и такие учителя есть, патриоты своего дела! Таким родители многим обязаны, но они этого порой даже не понимают и не ценят.

Много детей в классе — еще полбеды. Их родители, которые всерьез думают, что знают больше учителя, и уверены, как лучше учить их детей, — это да, проблема. Однажды ко мне прибежала мамочка, которая увидела, как проходит урок физкультуры у моего класса (напомню, что я классный руководитель). Женщина обеспокоилась тем, что лыжи есть только у половины учеников. То, что дети во время занятия могут меняться снаряжением, ее не устроило. В результате она позвонила в департамент образования. Учителя лишили стимулирующих премий. За что? Неважно. Главное, что вопрос урегулировали.

Из чего складывается зарплата учителей? Премий как таковых у нас нет. Только стимулирующие выплаты. Их получают за определенную работу. К примеру, в магазине есть процент с продаж, если менеджер хорошо поработал сверх нормы. Тут так же. Работаешь больше, чем положено, получаешь баллы в стимул. Но в разных школах они разные. Где-то фиксированные, а где-то от месяца к месяцу большая разница.

Какие обязанности у учителя? Устанешь перечислять. Помимо логичных, таких как учить, есть еще много всякого. Про отчеты уже звучало, про общественную жизнь вроде бы тоже понятно. Но с недавних пор прибавились еще и такие — контроль социальных сетей детей. Теперь мы несем ответственность, кажется, за всё. За жизнь детей в школе и дома, даже на их отдыхе. За их увлечения и проблемы. За условия их проживания и многое другое. Но если лишний раз из хороших побуждений спросишь что-то не так, то нарвешься на проблемы.

Напомним, что в области в этом году настоящий бум первоклассников, из-за чего в городе даже не всем детям хватило мест в образовательных учреждениях. Ранее мы рассказывали про девочку, оставшуюся по этой причине без праздника на 1 Сентября. В одной из переполненных гимназий руководство даже пошло на крайние меры — особое расписание, согласно которому у части детей выходные посреди недели. Тогда тюменцы возмутились, и директору пришлось вновь искать выход из ситуации. В гимназии пришлось переоборудовать помещения под учебные классы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем