8 декабря среда
СЕЙЧАС -18°С

Сидят и ждут посетителей с QR-кодами: как тюменские предприниматели выживают без клиентов — репортаж

Предприниматели честно рассказали о проблемах из-за коронавируса

Поделиться

Выручка предпринимателей в торговых центрах снизилась — пострадал в основном мелкий бизнес

Выручка предпринимателей в торговых центрах снизилась — пострадал в основном мелкий бизнес

Поделиться

В Тюмени началось повсеместное введение QR-кодов. На первом этапе власти ограничили вход непривитым тюменцам в театры, кинотеатры, спортивные объекты и торговые центры. QR-коды снизили поток людей в ТЦ. Предпринимателям, которые владеют небольшим бизнесом, пришлось трудно. Сначала у них была нерабочая неделя (ТЦ были закрыты с 30 октября по 7 ноября), потом — малое количество людей из-за необходимости нести с собой дополнительные документы.

Мы спросили представителей из разных сфер — предпринимателей, представителей спорта, владельца кафе, как сказалось введение QR-кодов в Тюменской области на выручке. Позитивных ответов мы от них не услышали.

Спорт и кино: билеты раскупаются, но плохо

В сети кинотеатров «КАРО» рассказали, что убытки будут, но точная сумма станет известна только в конце месяца. Тем не менее главное, что кинотеатр продолжает работать.

— Период простоя в большинстве регионов дался нам тяжело, так как кинопоказ был полностью парализован. Об убытках можно будет судить объективно к концу ноября, однако уже сейчас можно сказать, что они колоссальны для нас как для бизнеса, который толком не оправился от последствий локдауна лета 2020 года. Введение обязательных QR-кодов в Тюмени — мера, стимулирующая ограничение трафика, а, значит, и дополнительные убытки. Но мы работаем, и это главное — на экраны выходит много ярких премьер, которые непременно стоит увидеть на большом экране, — рассказали в сети кинотеатров «КАРО».

Под ограничения попали и спортивные мероприятия. Матчи хоккейного клуба «Рубин» были запланированы на нерабочие дни и в первую неделю необходимости проверки QR-кодов. Во дворце спорта, где играет команда, есть и дополнительные ограничения — в зал допускается не более 500 человек — вместе с участниками соревнований. На первый же матч, когда зрителей допускали на арену по дополнительным документам, пришло совсем немного болельщиков.

— Людей стало значительно меньше. Мы выводили в продажу 400 билетов из-за ограничений в 500 человек участников мероприятия. Обычно эти квитки разлетались за 15 минут в онлайн-продаже. После того как ввели QR-коды, 400 билетов расходились очень медленно — на оба матча. В течение всего дня болельщики в спокойном режиме могли купить билет. Кассиры дворца спорта рассказали, что многие подходили за билетом, но узнавали о необходимости предоставить QR-код и расстраивались. Что важно: очень многие болельщики сделали вакцину, но пока только первый ее компонент. Ведь изначально сообщалось, что введение допуска по кодам запланировано на 15 ноября. И у многих введение второго компонента было запланировано на 15, 16 ноября, — рассказала Наталья Потанина, пресс-атташе хоккейного клуба «Рубин».

Болельщики, пришедшие на матч, не возмущались — спокойно показывали контролерам коды на госуслугах или распечатанный сертификат.

— Думаю, что болельщики «Рубина» понимали, что это была необходимая мера, и не возмущались. Прошли все достаточно быстро — технически проверить наличие кода несложно: достаточно сканера на телефоне, — добавила Потанина.

Кафе и «островки»: выручка упала на 70%


От введения QR-кодов пострадал весь бизнес. Недовольство предпринимателей вылилось в письмо губернатору о введении их повсеместно для того, чтобы бизнес существовал в равных условиях. Один из инициаторов обращения к властям, Павел Головин, подводил печальные итоги для своего ресторана и кафе и рассказал о том, насколько снизилась выручка.

— Сейчас вечер, у меня гостей нет, выручка упала на 70%. В кафе на 53–56%. Каждый день мы ведем эту жестокую статистику, — рассказывает предприниматель.

В ТЦ «Окей» на Широтной впускают без QR-кода. С принятием ограничений администрация выставила заборы — вход в продуктовый магазин стал отдельным, а островки предпринимателей отгородили от покупателей. Мелкий бизнес хотели убрать в другое место, где проходит меньше людей. В итоге решили оставить всё как есть — просто убрать ограждения.

— Нам было совсем тяжело, — рассказывает предприниматель с «островка». — Была же еще неделя ограничений. Выручка упала значительно — людей меньше намного. Приходя в продуктовый магазин, возле нас они совсем не останавливались. Если бы нас еще и убрали с прохода после этого, то мы бы совсем «загнулись», — рассказывает женщина.

Федеральным сетям в торговом центре было немного проще. У них развита дистанционная торговля через онлайн-магазин. Заказ посетители могли забрать с помощью продавцов в формате «навынос».

Анастасия, продавец в магазине чая и кофе, рассказывает, что приходилось выносить заказ покупателям — ничего страшного в этом нет

Анастасия, продавец в магазине чая и кофе, рассказывает, что приходилось выносить заказ покупателям — ничего страшного в этом нет

Поделиться

Владельцы крупных магазинов в этом ТЦ могут сами просить предъявить QR-код. К примеру, в магазин Familia без него не попасть — представитель службы охраны вежливо просит показать код тех, кто направляется в магазин.

На входе в торговую точку нужно предъявить QR-код. Спросили его только в одном месте

На входе в торговую точку нужно предъявить QR-код. Спросили его только в одном месте

Поделиться

Фото и бытовые услуги: дистанционно не поработаешь


У предпринимателя по имени Александр два фотосалона — первый в ТЦ «Окей», а второй — в ТЦ «Премьер». Работать ему стало сложнее — людей стало меньше. В онлайн никак не уйдешь — фотографии на документы нужно делать на однородном фоне. Через ограждения, которые были в ТЦ, конечно, никто не перелезал.

— Выручка наша сократилась почти в 7 раз. Если раньше условные 7 тысяч в день были нормальными, то сейчас и тысяча — хороший результат. Закрываться не собираемся — тяжело заканчивать и уходить в другую сферу, если больше 15 лет занимаешься в этой, — рассказал Александр.

У Александра две точки фотоуслуг. Дистанционно он работать не может, бизнес закрывать не планирует

У Александра две точки фотоуслуг. Дистанционно он работать не может, бизнес закрывать не планирует

Поделиться

В точке, где оказывают бытовые услуги, тоже упала выручка. Мастер Дмитрий Николаевич недоволен. По его словам, точки, расположенные вне ТЦ, получают больше, чем другие — а от этого зависит заработная плата.

— Я эти отчеты каждый день отправляю. Наш руководитель говорит: «Спасибо выручке от QR-кода». В торговых центрах денег немного — зато остальные их «стригут». Я не могу оказывать услуги дистанционно — даже для того, чтобы понять, на каком станке мне делать ключ, одного фото недостаточно, — рассказывает мастер.

Охрана торгового центра проверяет всех — даже тех, кто арендует площади и каждый день проходит мимо них на работу. Если нужно сходить на обед в другое здание или проверить сработавшую сигнализацию на машине, при возвращении всё равно нужно показать код.

Островок, оказывающий бытовые услуги, приносит денег меньше, чем до введения QR-кодов в ТЦ

Островок, оказывающий бытовые услуги, приносит денег меньше, чем до введения QR-кодов в ТЦ

Поделиться

— Мы вакцинировались, у нас есть эти QR-коды. Они лежат в администрации. Всё равно каждый день мы при входе их показываем. Я их понимаю, но странно, когда люди возмущаются действиями охранников. Эти правила ввели не они, это просто исполнители. Часто вижу и слышу конфликты на входе — людям, конечно, неудобна эта система, — добавляет он.

С 3 декабря власти еще больше ужесточили меры по нераспространению коронавирусной инфекции. Список мест, в которые не попадешь без QR-кода, расширился. Без предъявления документа не пройти в кафе, рестораны, аквапарк, бани, салоны красоты и другие места, где люди контактируют друг с другом. Возможно, это скажется и на выручке этих мест — элементарно за продуктами люди будут ходить в ближайшие магазины у дома.

Федеральные сети, возможно, и не ощутят этого — потому что они тоже принадлежат крупным игрокам рынка. Мелкому бизнесу, который арендует точки в торговых центрах, явно приходится тяжелее — людей стало меньше, выручка, соответственно, снизилась. Об адресных мерах поддержки предпринимателей власти еще не объявили.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ36
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ43
  • ПЕЧАЛЬ10

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
У нас есть специальная рассылка о коронавирусе и карантине в нашем городе. Подпишитесь, чтобы не пропускать новости, которые касаются каждого.