В Тюменской области уже почти месяц действует запрет на посещение лесов. Из-за природных пожаров в регионе ввели режим ЧС. И теперь даже поход за грибами может обернуться для людей крупным штрафом. Но больше всего от ограничений пострадал бизнес. Турбазам, что находятся в лесном массиве, тоже запретили работать. Но не всем, а только тем, чьи участки находятся на землях лесного фонда. Это возмутило предпринимателей, которым пришлось приостановить работу, в то время как их коллеги по бизнесу продолжают деятельность только потому, что их базы относятся к ИЖС. Запрет на посещение организованных мест отдыха кажется нелогичным, ведь здесь за посетителями установлен контроль. Чего не скажешь о мангальных зонах в лесах, где, как оказалось, можно жарить шашлык даже при ЧС. Свое негодование по этому поводу высказала тюменская предпринимательница Ирина Катигарова. Ей тоже пришлось на время закрыть свой глэмпинг-парк. Далее — от первого лица.
Не на тех землях
Я совершенно адекватный человек. Но сейчас ситуация настолько абсурдная, что молчать — уже просто преступление против себя и своего проекта. В прошлом году при большой поддержке властей (особенно районных) мы открыли глэмпинг «Морелеса». Небольшой палаточный лагерь на берегу озера Ипкуль, где люди с семьями отдыхают как в комфортных глэмпах, так и со своими палатками в формате кемпинга. Работаем мы только в теплые месяцы (с мая по сентябрь) — сезон у нас короткий.
Признаюсь, что я очень горжусь этим проектом, потому что он по-настоящему удивительный и живой. Но в этом году в Тюменской области горят леса. Режим ЧС объявили 10 мая 2021-го, сначала до 21 мая, потом до 1 июня, потом до 10 июня, и сейчас продлили до 20 июня 2021-го. В связи с режимом ЧС объявили запрет на посещение лесов. Уже 40 дней запрета.
А теперь внимание! Абсурдность ситуации состоит в том, что если ваш туристический объект находится на землях лесного фонда, то к вам, увы, нельзя. А если ваш туристический объект относится, например, к землям ИЖС, даже несмотря на то, что вы в лесу, к вам можно. Как вы понимаете, мое возмущение продиктовано тем, что «Морелеса» находится на землях лесного фонда. Никакой логики в этом запрете нет, потому что туристический объект находится под контролем, все меры пожарной безопасности соблюдены, на территории четыре гостя, один сотрудник персонала. Но наши аргументы не работают. Есть границы Тюменской области, 125-е постановление губернатора, и, говорят нам, если вы на землях лесного фонда — закрывайтесь.
Кордон для глэмпинга
Нужно понимать, что, закрывая организованные объекты отдыха, власти еще больше провоцируют несанкционированный отдых туристов в неположенных для этого местах. Губернатор докладывает о том, что 90% пожаров потушено. Но что происходит на самом деле, ситуация по-прежнему критическая? Бизнес закрыт, люди едут неорганизованно в леса. При въезде в «Морелеса» выставили кордон! Очень почетно, спасибо! К нам три раза в день приезжают сотрудники МВД, лесных служб и еще бог знает кто, не все представляются. Но складывается ощущение, что все силы брошены на то, чтобы единственный популярный туристический проект в Нижнетавдинском районе не дай бог не начал работать.
Если лето будет по-настоящему жарким, то продлевать режим ЧС, не применяя дифференцированный подход, можно и до августа, и до сентября.
Этот абсурд мы уже наблюдали год назад, когда малому бизнесу запретили работать. Зато правительство (и все смежные структуры), МВД, нефтянка, здравоохранение, образование — все полным составом выходили на работу и выкладывали посты: «Оставайтесь дома!» И сейчас реализуется аналогичный сценарий, согласно которому нам заботливо сообщают, что 90% пожаров потушено, а по факту малый туристический бизнес закрыт.
Я подозреваю, что Александр Викторович (Моор. — Прим. ред.) даже не представляет, насколько линейно и не гибко решается вопрос с пожарами, как плоские решения руководителей государственных служб могут не просто уничтожить один бизнес-проект, а могут отбить желание заниматься туризмом и малым бизнесом у десятка предпринимателей в долгосрочной перспективе.
Мы — предприниматели — тоже не хотим, чтобы леса горели, но для этого нужно оставить в покое глэмпинг на 10 палаток и бросить силы МВД на несанкционированно отдыхающих, а лесников — на тушение пожаров.
В прошлом году, когда в регионе вводили режим повышенной готовности из-за коронавируса и закрывали практически все предприятия, бизнесмены тоже сильно критиковали власть. Людей возмущало то, что им нельзя было зарабатывать, при этом их обязывали платить зарплаты своим сотрудникам в дни простоя. Не все тогда заведения выдержали это испытание. Но были и те, кому карантин только сыграл на руку. Почитайте авторскую колонку студента, которому самоизоляция помогла раскрутить кофейню.
Вы согласны с тем, что закрывать базы отдыха сейчас бессмысленно?