
Ситуация с убоем скота в Абатском районе (юг Тюменской области) довела местного фермера до безысходности: животные есть, а возможности их подготовить к сбыту — нет. Дело в том, что в населенном пункте уже долгое время не удается построить бойню. И если раньше владельцы скота могли отправлять мясо на реализацию в Тюмень, то сейчас они лишены и такой возможности. Для многих частных хозяйств продажа мяса была единственным источником дохода. О проблеме, с которой не удается справиться самостоятельно, рассказал фермер из села Быструха Шаймерден Мектипбаев.
— С января 2019 года в Абатском районе запрещен подворный убой скота. Мы, фермеры, не можем продать выращенное нами мясо. Разрешен убой скота только на бойнях и на предприятиях мясной промышленности. В Абатском районе таких убойных пунктов нет. Плата за доставку до ближайших боен, расположенных в соседних районах, составляет более шести тысяч рублей. А сам забой одной туши стоит от трех до пяти тысяч рублей, — говорит фермер.
При создавшейся ситуации, по его словам, нерентабельно заниматься мясным скотоводством. Такой запрет только дает возможность набить карманы владельцам боен и перекупщикам. Эти меры создают еще больше трудностей для ведения сельского хозяйства. Многие фермеры и сельские жители перестают заниматься животноводством.
— У предприятий мясной промышленности свой клиент для продажи мяса, у подворного забоя — свой потребитель, — объяснил Шаймерден Мектипбаев.
От безысходности и отчаяния селянин решил обратиться к губернатору Александру Моору.
— Прошу вас помочь в данной ситуации и дать возможность занять свою нишу в потребительской корзине. А в районах, где нет боен, оставить подворный забой и возможность исследовать и клеймить мясо в районных ветстанциях. При возможности прошу посодействовать в создании убойных пунктов в селе Абатском, — подытожил фермер.
Помимо письменного заявления на адрес главы региона, а также председателя Тюменской облдумы Сергея Корепанова и депутата Тамары Казанцевой, землевладелец записал видеообращение.
Как объясняют отказ в помощи фермерскому хозяйству тюменские чиновники
На первое заявление Шаймердена Мектипбаева пришел официальный ответ от департамента агропромышленного комплекса Тюменской области. Бойня на территории Абасткого района запрещена, но можно заявиться на грант.


Шаймерден Мектипбаев готов был вложить собственные деньги в строительство бойни, для чего забил часть поголовья скота. После этого он заявился на грант, но получил отказ (якобы у него была задолженность по налогам, но, по словам фермера, ничего государству он не должен). Сдаваться просто так он не намерен и обратился к губернатору. Теперь он рассчитывает, что при участии Моора вопрос удастся решить, и бойня в селе все-таки появится.
Что говорят власти Абатского района
В районной администрации отсутствие убойного цеха объясняют нехваткой средств у сельхозпроизводителей. Старый цех уже не проходит по санитарным нормам, а на новый пока не хватает денег.
— Построить его могут либо кооперативы, либо предприниматели. Государство не должно строить убойные цеха, бюджетное финансирование на это не выделяется. Договариваемся. Уже выбрали участок земли на территории одного из местных кооперативов, в ближайшее время собственник — кооператив «Весна» — будет заказывать оборудование. Предусматриваем и муниципальную поддержку. Надеемся, что в течение этого года появится, может, осенью поставим убойный цех небольшой мощности, чтобы не так дорого было, — объяснил 72.RU Валерий Соловейко, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия.
Шаймерден Мектипбаев вместе с кооперативом «Весна» планировал запустить бойню. Только 20 мая председатель кооператива, внесший часть средств на строительство бойни в селе Быструха, уволил всех своих подчиненных. Причина проста: у работодателя нет денег на выплату зарплат. Предприятие приостановило свою работу. А значит, вопрос о создании бойни опять открыт.
В 2020 году по всем ударили пандемия и кризис. Ограничения из-за коронавируса нанесли сильный урон тюменскому бизнесу. На себе рестораны и кафе почувствовали падение ещё до введения запретов на работу. Ситуацию они описывают как форс-мажорную.
Чтобы поддержать местных предпринимателей, мы запускаем рубрику «Маленький, но гордый бизнес». Каждую неделю по средам мы будем рассказывать о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний.
Если вы хотите поделиться историей маленького, но самого важного дела в вашей жизни, — напишите на нашу редакционную почту 72@rugion.ru или в WhatsApp, Viber или Telegram на номер +7 919 922–88–82. Предупреждаем: количество мест в нашей рубрике ограничено. Спешите!