Пенсионные накопления «молчунов» пострадали из-за колебаний курса рубля. Рост ключевой ставки отправил в минус большинство облигаций, в которые были вложены деньги будущих пенсионеров. Об этом рассказали в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», распоряжающейся почти 2 трлн пенсионных рублей. В итоге инвестиционный доход «молчунов» получился положительным лишь на бумаге, по факту оказавшись в разы ниже уровня инфляции.
Результаты прошлого инвестиционного года опубликованы на официальном сайте ВЭБа, которому в 2014-м удалось заработать более 50,9 млрд рублей. При этом общая доходность составила около 3% (более точная цифра будет опубликована позже). Такой небывало низкий процент в управляющей компании объяснили шоковым ростом ключевой ставки ЦБ.
Подобных результатов ВЭБ не демонстрировал с кризисного 2008 года. Тогда компания ушла в реальный минус, показав убытки в пределах 0,5%.
«Если при двукратном увеличении этой ставки доходность портфелей, находящихся в доверительном управлении Внешэкономбанка, оставалась положительной, то трехкратный рост до 17% привел к тому, что доходность трех из четырех портфелей оказалась отрицательной, – говорит руководитель пресс-службы Внешэкономбанка Екатерина Гришковец. – Исключением является расширенный инвестиционный портфель, доходность которого осталась положительной».
«Основной удар нанесла переоценка по облигациям, в основном ОФЗ, – продолжает Екатерина Гришковец. – Перекладывать средства в те же депозиты невозможно, поскольку продажа бумаг нанесла бы еще большие убытки. По остальным портфелям, состоящим из облигаций, получен отрицательный результат. В стресс-сценарии, который мы подготовили в начале 2014 года, прогнозировалось увеличение ключевой ставки в два раза, но не в три. Последовавшее снижение цен бумаг ни один портфель не выдержит».
В расширенном портфеле есть инструменты, которые не страдают от рыночной переоценки: это гособлигации и депозиты, не позволившие уйти в минус. По состоянию на 31 декабря 2014 года более 60% стоимости расширенного инвестиционного портфеля составляли активы, не подверженные рыночной переоценке. В управляющей компании не скрывают, что с учетом инфляции накопления пенсионеров уменьшились.
Советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов не считает подобный провал непосредственной виной ВЭБа. Он также говорит о неожиданных последствиях роста ключевой ставки, которые привели к экономическому кризису. «Надо понимать, что это результат только в рамках одного года. Если учитывать, что пенсионные накопления – долгосрочный инвестиционный ресурс, и застрахованные лица выйдут на пенсию через 20-30 лет, то ВЭБ сможет не только покрыть убытки прошлого года, но и увеличить пенсионные накопления, – отмечает Валерий Виноградов. – Это значит, что к моменту выхода человека на пенсию все накопления с инвестдоходом будут сформированы к выплате в полном объеме».
По мнению аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, к большим потерям привела зависимость ВЭБа от инвестиционной декларации, предполагающей вложения в достаточно узкий спектр наиболее ликвидных рыночных активов. В этом плане негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании имеют больше свободы. «В кризисные времена именно гибкость НПФ и УК при инвестировании пенсионных средств поможет грамотным управленцам пройти сложные периоды с намного более высокими результатами, – говорит эксперт. – Проблема в том, что НПФ не получают деньги вкладчиков из-за «пенсионной заморозки», что, конечно же, негативно сказывается на их работе».
Представитель НАПФ Валерий Виноградов не исключает, что экономический кризис также не даст частным игрокам показать высокую доходность. «Конечно, регуляторы в лице Минфина и Центробанка, понимая причину резкого обвала рынка, уже принимают меры по нормализации процесса, – говорит он. – Центробанк подтвердил необходимость переоценки ценных бумаг по результатам 2014 года по цене их приобретения, а не по их текущей рыночной стоимости. Это правильная мера, учитывая, что ситуация на финансовом рынке в конце прошлого года носила форс-мажорный характер». С точки зрения частного инвестора эта мера укрепит доверие к государству, и длинные пенсионные деньги продолжат работать в интересах российской экономики, уверен Валерий Виноградов.
Примечательно, что годовая доходность ВЭБа могла быть значительно выше: в сентябре прошлого года она уже закрепилась на уровне 5%. Однако последний квартал стал настоящим ударом для всего инвестиционного рынка: в этот период госкомпания потеряла более 19 млрд рублей.