Авто Цены на топливо устремились в космос

Цены на топливо устремились в космос

Цены на бензин в России превысили исторический максимум лета 2008 года, когда мировая цена нефти приближалась к 150 долларам за баррель, сообщают «Ведомости». И хотя на сегодняшний день фьючерсы на нефть марки Brent штурмуют отметку в 100 долларов за барр

Цены на бензин в России превысили исторический максимум лета 2008 года, когда мировая цена нефти приближалась к 150 долларам за баррель, сообщают «Ведомости». И хотя на сегодняшний день фьючерсы на нефть марки Brent штурмуют отметку в 100 долларов за баррель, стоит признать, что причины повышения топлива на российском рынке мало связаны с биржевыми гонками.

По данным мониторинга информационно-аналитического центра «Кортес», за прошедшую неделю спотовые цены на бензин Аи-80 в среднем по России поднялись на 2,5% до 25 тысяч 375 рублей за тонну, Аи-92 – на 0,4% до 26 тысяч 83 рублей, Аи-95 – на 0,8% до 27 тысяч 670 рублей, дизельное топливо зимнее – на 0,4% до 29 тысяч 630 рублей. В итоге цена Аи-80 побила рекорд 2008 года, когда этот бензин стоил 24 тысячи 300 рублей за тонну, а нефтяные цены находились на рекордно высоком уровне. Оптовые цены на другие нефтепродукты вплотную приблизились к своим максимумам. Растут и розничные цены. Аи-80 на АЗС стоит в среднем 21,86 рубля за литр, Аи-95 – 26,13 рублей. Бензин Аи-92 и дизельное топливо пока не достигли исторических максимумов, но очень близки к ним.

В Тюменской области за 2010 год потребительские цены на бензин увеличились на 5,4%, приводит цифры облстат. Бензин марки Аи-92 подорожал на 7,5%, Аи-95 – на 5,4%, А-76 – на 2%. В декабре литр А-76 можно было купить за 19,8 рубля, Аи-92 – за 23,1 рубля, Аи-95 – за 24,6 рубля. Но уже в январе стоимость литра ходового Аи-92 подскочила на некоторых заправках до 24,4 рубля. Наибольшего же роста за 2010 год в регионе достигли цены на дизельное топливо – на 31-33%, вплотную приблизившись к стоимости 95-го бензина. Эксперты не исключают, что уже в этом году стоимость литра топлива преодолеет планку в 30 рублей.

Как отмечают аналитики рынка, значительное повышение стоимости бензина связано, в первую очередь, с увеличением акцизов. Напомним, с 1 января 2011 года в России повысились акцизы на топливо. Директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко озвучил такие цифры: в 2010 году налог на тонну составлял около четырех тысяч рублей, в 2011 ставка поднимается до 5,1-5,7 тысячи в зависимости от качества бензина: чем оно ниже, тем выше налог. При этом в 2012 году суммы станут еще больше: 6,8-7,7 тысячи, а в 2013 – до 9,5 тысяч.

На установку внутренних цен на нефть могут повлиять и экспортные пошлины. Директор по развитию бизнеса в СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко пояснил, что в этом году могут унифицировать налоги на темные и светлые нефтепродукты, и тогда компании в приоритет поставят вывоз бензина и дизтоплива, а не мазута и прочих ГСМ. Таким образом может появиться дефицит продуктов на внутреннем рынке, который в итоге приведет к новому витку удорожания.

А вот удорожание дизельного топлива в интервью «Комерсанту» объяснил руководитель информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков: «Сегодня 50% производимого дизельного топлива идет на экспорт. Масштабный рост цен внутри страны связан с подорожанием продукта на мировом рынке, холодной погодой и высоким спросом в Европе, страдающей от аномальных холодов. В итоге на внутреннем рынке, особенно в рознице, наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, что приводит к росту цен. Сейчас прибыльность этого бизнеса такова, что ожидать 10-процентного подорожания вполне закономерно. Говорить о снижении цен не приходится, когда налоговая доля в стоимости топлива – почти 60%».

Федеральная антимонопольная служба намерена пристально следить за топливными ценами. «Мы не исключаем возникновения третьей волны антимонопольных дел против тех нефтяных компаний, которые завышают цены на внутреннем рынке. Мы будем их рассматривать не просто, как рецидивистов, а как компании, которые систематически, грубо и цинично нарушают законодательство России», – говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев. Однако пока, как утверждают в тюменском управлении антимонопольного ведомства, нарушений законодательства со стороны операторов АЗС не выявлено.

Между тем, как показал проведенный исследовательским центром SuperJob по заказу «РБК daily» опрос населения России, при цене литра топлива свыше 30 рублей от автомобиля откажутся 23% опрошенных, при цене свыше 40 рублей – 17%, свыше 50 рублей – 7%, а свыше 60 рублей – 4%. Не откажутся от личного транспорта при любой стоимости бензина 23% автомобилистов, а тех, кто уже от него отказался по причине дороговизны, всего 7%.

Интересно, что женщины меньше мужчин хотят расстаться со своим автомобилем из-за высоких цен на бензин. Вариант ответа «не откажусь при любой стоимости» выбрали 27% женщин против 22% мужчин. Примерно четверть автомобилистов до 24 и старше 45 лет готовы отказаться от машины при цене литра топлива выше 30 рублей за литр, зато в возрастной категории 25-46 лет 72% ни при каких условиях не пересядут на общественный транспорт. Наибольший же процент «отказников» по уровню дохода (27% опрошенных) среди людей с ежемесячным доходом от 35 до 45 тысяч рублей.

«В связи с подорожанием бензина, от автомобиля я отказываться не собираюсь. К хорошему быстро привыкаешь. Не представляю, как можно обратно «переквалифицироваться» в пассажира общественного транспорта. Сейчас заправляюсь Аи-92, и несмотря на то, что у меня «малолитражка», на бензин уходит примерно пятая часть заработка, – говорит тюменская автолюбительница Илона Давыдова. – Придется, видимо, экономить на других радостях жизни, поскольку увеличения доходов не предвидится: с этого года предпринимателям повысили налоги, и мой работодатель сообщил, что о надбавке я могу забыть».

Есть ли предел росту цен на топливо? Скорее всего, нет. Слишком зависим государственный бюджет и социальные расходы от топливных налоговых поступлений. А кроме того, в нашей стране совершенно не прослеживается связь между мировыми нефтяными ценами и внутренним рынком: резкое падение стоимости барреля в 2008 году практически никак не отразилось на кошельках отечественных автолюбителей. Поэтому для большинства автовладельцев машина вновь может стать роскошью, а не средством передвижения. По самым скромным подсчетам, увеличение акцизов на рубль приводит к удорожанию литра топлива на пять рублей. А значит, не такой уж сказочной выглядит цена в 50-55 рублей за литр в 2013 году.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем