В два раза ценник на ОСАГО может вырасти в грядущем 2017 году. Такой пугающий прогноз сделали независимые актуарии, проанализировав деятельность автостраховщиков. Как сообщает «Коммерсант», такой солидный рост может потребоваться во избежание убытков в сфере автострахования.
Страховщики уже давно жалуются на убыточность ОСАГО – по их данным, даже несмотря на увеличение тарифов в октябре 2014 года (на 20–30%) и апреле 2015 (на 40%), выплаты превышают сборы. Обвиняют в этом, в частности, мошенников и автоюристов. Последние, по мнению страховых компаний, с помощью всяческих уловок и лазеек (как законных, так и нелегальных), через суд добиваются завышенных выплат. Только за год «черные автоюристы», согласно подсчетам, принесли компаниям ущерба на 18 миллиардов рублей. В ноябре мы решили узнать, как к такому заявлению отнесутся сами автоюристы, результат оказался интересным.
Юристы посчитали, что нападки страховых компаний не вполне справедливы и, скорее, преследуют другие, более личные и менее прозаичные цели, чем торжество справедливости, а именно – подготовку почвы для очередного повышения тарифов. И вот, словно в подтверждение догадок автоюристов, в повестке дня появляется возможное увеличение базовой ставки по ОСАГО вдвое уже в 2017 году.
Итак, согласно результатам исследования Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), в котором были проанализированы данные 78 страховых компании за последние три года, в 2017-ом для балансировки автогражданки нужно повысить базовые тарифы. Как сообщает «Коммерсант», получилось, что средний убыток для компании составляет 104,4 тыс. рублей. А российский союз автостраховщиков (РСА) недавно сообщил, что по итогам октября средняя выплата по ОСАГО выросла до 72,3 тыс. рублей, что на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
– Средняя страховая выплата продолжает расти. Есть несколько факторов, которые на нее влияют. Это продолжающийся эффект от увеличения лимитов, макроэкономическое давление и активность криминальных автоюристов в ряде регионов, – объяснил тогда президент РСА Игорь Юргенс.
В итоге, по расчетам НААЦ, базовая ставка для автомобилистов должна составить 8,2 тыс. рублей против сегодняшней верхней границы тарифа в 4,1 тыс. руб. Предлагается сразу несколько вариантов корректировки тарифов – с учетом сохранения трендов на увеличение величины и частоты убытков, инфляции и прочего. Автомобилистов в такой ситуации волнует не то, за счет чего именно вырастет стоимость полиса ОСАГО, а до каких размеров. И цифра в 8,2 тыс. руб. за базовую ставку откровенно пугает, ведь де-факто означает подорожание страховки в два и более раз.
На примере трех водителей (новичка, опытного и безаварийного, а также злостного нарушителя) мы рассчитали, как в соответствии с рекомендациями НААЦ может измениться стоимость полиса уже в 2017 году. В таблице ниже – условные автомобилисты из области, в которой региональный коэффициент максимален (Челябинская область). Для примера мы взяли обладателей машин мощностью от 100 до 120 л. с.
Максимальные тарифы для территориального коэффициента 2,1
*Предложение НААЦ.
Известно, что в настоящий момент Банк России также проводит мониторинг достаточности тарифов по ОСАГО. По сведениям «Коммерсанта», результатов исследования НААЦ в ЦБ пока не видели, однако непременно ознакомятся с ними, «если они к ним поступят».
Напомним также, что 23 июня 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий изменять тарифы по обязательному автострахованию в течение года после их установления. Кроме того, Минфин подготовил пакет поправок в закон об ОСАГО, который, в числе прочего, делает упор на становление натурального возмещения – то есть ремонта поврежденного в ДТП транспорта вместо денежных выплат. На днях комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять этот проект в первом чтении. По мнению самих страховщиков, это поможет решить проблему автоюризма в ОСАГО.
– Есть лишь два способа разрешить ситуацию, – сообщил Игорь Юргенс «Российской Газете». – Первый – повысить тариф. Но мы против него, поскольку это станет лишь дополнительной подпиткой автоюристов. Второй способ – лишить юридических посредников доступа к деньгам через приоритет натуральной формы возмещениям.
Заявляется, что ко второму чтению законопроект будет доработан. В новом виде он предстанет перед Госдумой как минимум через месяц. Пока ситуация выглядит так, словно автомобилистов ставят перед выбором – либо соглашайтесь на ремонт вместо денег, либо ждите повышения тарифов и «распухшего» в связи с этим ценника на полис.
Марина Фомина
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com