Город мнение Винегрет архитектурного безобразия: тюменец раскритиковал Цветной бульвар и предложил убрать карусели

Винегрет архитектурного безобразия: тюменец раскритиковал Цветной бульвар и предложил убрать карусели

По мнению архитектора Антона Канаткина, Тюмени на этом месте нужен свой Центральный парк

Цветной бульвар обустроили в начале 2000-х в качестве подарка города в честь 60-летия Тюменской области. До этого там был настоящий сад

Цветной бульвар в центре Тюмени часто критикуют за «базарность» — в теплое время года там катают на пони, продают сувениры, кукурузу и сладкую вату. Не вся торговля в этом месте санкционирована. А что касается лошадей и пони, то время от времени с ними происходят неприятные инциденты. Архитектор Антон Канаткин считает Цветной бульвар неудачным проектом. Почему? Читайте в его авторской колонке.

Перед тем как начать очередной архитектурный разбор, хочу поблагодарить всех, кто оставлял комментарии и ставил лайки под моей предыдущей колонкой, посвященной набережной в Заречном парке. Ваша активность говорит о том, что многим данная тема интересна и актуальна. Давайте вместе будем менять город к лучшему. Итак, поехали!

В продолжение нашей методики подсчета по количеству фразы «Это фиаско» мы будем оценивать неудачные архитектурные решения Цветного бульвара. Посчитаем, сколько «фиаско» он соберет?

Как всё было раньше

Вначале необходимо вспомнить и отдать должное тому, каким зеленым был бульвар раньше. Из истории мы знаем, что здесь находился городской парк, рядом располагалась Базарная площадь. По периметру застраивалась жилая застройка, затем появились стадион и уличный кинотеатр, а также аттракционы.

Посмотрите, какой сказочный лес остался в прошлом

Одной из причин вырубки леса называли высокую преступность в 90-х годах. Если это действительно так, то мы сразу выявили фиаско № 1. В современных реалиях такие проблемы легко решаются за счет новых технологий и не должны становиться причиной вырубки лесных массивов. Эта причина была необоснованной.

А вам что больше нравится — нынешний Цветной бульвар или прежний горсад?

Под статьей об истории бульвара на 72.RU многие горожане, заставшие парк, оставляли ностальгические комментарии. Можно сделать вывод, что людям, заставшим 80–90-е годы прошлого столетия, симпатизировала первоначальная природа парка, а сейчас ее не хватает.

Как в других городах обустраивают центральные парки

Давайте рассмотрим опыт центральных парков в других странах. Самые популярные из них — Центральный парк в Нью-Йорке, Гайд-Парк в Лондоне, Булонский лес в Париже. У всех парков один девиз — «единство с природой».

Посмотрите, ни в одном из примеров не видно гранита, потому что его применение экономически не обосновано в развитых странах

Все примеры находятся в густонаселенной части города, в окружении плотной застройки. Невооруженным глазом видно, что объединяет эти места: высокая растительность, естественная природа и присутствие водоема. Идея заключается в том, что, работая в шумном мегаполисе, вы можете зайти в парк и полностью переключиться на тишину природы, тем самым восстановить связь с ней. У нас же пока делается всё, чтобы эту связь полностью ликвидировать.

Разберем, что у нас не так, что еще можно исправить и что изменить уже не удастся.

Пешеходные коммуникации


Винегрет архитектурного абсурда заключается в том, что на бульваре очень много пешеходных дорожек, ведущих в тупиковые места. При значительной ширине тротуара нас медленно ведут в тупик. Зачем? Такое проектирование является неграмотным, так как человек перед началом пути видит препятствие и интуитивно не пойдет дальше.

Пешеходные дорожки, похоже, никуда не ведут

Аналогичных случаев много. Пешеходная сеть нарушена системно, нет зонирования на велодорожки, беговые дорожки, тропинки для медленной прогулки. Везде только транзитные пути передвижения — это фиаско № 2.

На территории в 12 га нет прогулочной зоны. Есть только основная центральная часть бульвара от Орджоникидзе до Первомайской. Если с Орджоникидзе ось начинается более или менее логично, то на Первомайской бульвар заканчивается открытой проезжей частью, а должны быть ограждение либо пешеходный переход, как у ЦУМа, — это фиаско № 3.

Сейчас забора в этом месте нет, но, по мнению Антона Канаткина, его стоило бы поставить. Или проложить пешеходный переход

Как же не везет в знаниях нашим «горе-специалистам», которые, где не нужно, делают по два ряда заборов, а где они должны быть — их нет.

Двойная заборная защита от здравого смысла

Прогулочная зона должна иметь кольцевую систему тротуарной сети, а здесь только прямолинейная, значит, она не приспособлена для гуляния, только для линейного передвижения от точки А к точке Б. Заострите свое внимание на дорожки, протоптанные людьми. Очередная забывчивость «специалистов»?

Говорят, на Западе дорожки прокладывают там, где людям удобно ходить, чтобы после благоустройства вдруг не выяснилось, что по прямоугольным тротуарам пешеходы не ходят, а протаптывают тропку напрямик в газоне

Как такое может получиться при проектировании пешеходной сети? Почему так криво всё и безрассудно? Вопросов опять очень много для «специалистов-разработчиков» — это фиаско № 4.

Просто гулять на бульваре не очень удобно, правда? Но там и так никто не гуляет, в основном приезжают на аттракционы

Какой вывод можно сделать? На бульваре нет прогулочных дорожек — только транзитные пути. Людям остается гулять лишь по центральной части, в праздники количество народу очень большое, негде разойтись и спокойно посидеть. Потоки людей перемешаны и носят хаотичный характер. На таком широком участке нет никакой защиты от солнца и достаточного озеленения для охлаждения воздуха — это фиаско № 5.

В самый солнцепек гулять в центральной части не то что не комфортно, а даже опасно для здоровья. Неудобство для прогулок создает отсутствие кольцевых тропинок. Тротуар по периметру не считается прогулочным, потому что имеет повышенную зашумленность и задымленность, а людям необходимо гулять в тихой зоне, подальше от шума и пыли. Что это значит? Нужно менять пешеходную сеть полностью.

Вариант реставрации центральной части бульвара — добавить деревьев, водяных структур, разделить зону прогулки и велодорожек

Функциональное зонирование территории

Множество вопросов возникает по планировочной структуре бульвара. Эти проблемы мы можем наблюдать в праздничные дни.

Посмотрите, по дорожкам среди оставшихся кустов и деревьев практически никто не гуляет, видимо, гулять там действительно не очень удобно

Во время проведения городских событий отсутствует грамотная организация пространства, в связи с чем люди чувствуют определенный дискомфорт: они передвигаются беспорядочно, занимая полностью транзитную часть бульвара, а длинные очереди на карусели превращают праздник в невыносимые испытания под солнцепеком.

Парк аттракционов в больших городах располагается на отдельных территориях, в лесных массивах. На Цветном бульваре аттракционы расставлены сбивчиво из-за сумбурного генплана — это фиаско № 6.

На этой территории когда-то был полноценный горсад

В качестве решения можно полностью поменять структуру функционального зонирования территории, а аттракционы перенести в другое место. Посмотрите, какие парки и скверы есть в российских городах — в их центральных частях.

Пруд с утками — это очень привлекательно для центра мегаполиса

Мое решение — на бульваре мог бы появиться искусственный пруд, где летом нас радовали бы уточки, а зимой мы катались бы на коньках.

Новый Цветной бульвар мог бы стать таким

В Тюмени нет «главной сцены» города для проведения основных праздников. Сцена должна быть не сборно-разборной, что является достаточно затратным делом, а установлена на капитальной основе. Она может стать центром городского праздника. В левой части моего варианта генплана сцена прекрасно вписывается за стеной, где расположено здание цирка, и становится логичным завершением основной оси.

Тротуарные сети выполняют четкую функцию. Симметрия говорит о художественной гармонии, что соответствует уровню большого города. Парковочные места расположены равномерно со сторон главных входов. Среди зеленых насаждений создать прогулочную пешеходную сеть с параллельной дорожкой для велопрогулок.

Общественные туалеты расставлены по всему периметру, в том числе вблизи остановок общественного транспорта и зон городских мероприятий. Кафетерии не выше одного этажа вдоль главных улиц, чтобы можно было воспользоваться ими с разных сторон бульвара.

Кроме здания цирка, как было исторически, никаких зданий здесь быть не должно. Вся свободная, зеленая территория, максимально засаженная густыми деревьями и кустарниками, которые смогут создать на участке особую экосистему, уменьшит шум, сделает воздух более чистым и защитит бульвар от перегрева.

Остановочные комплексы лучше и рационально расположить вдоль двух основных осей, чтобы доступ на бульвар был равнодоступным.

Здания на территории бульвара и парковочные места


Беда всего бульвара, с которой городу и горожанам придется мириться, — это существующие здания на его территории. Спортивный комплекс «Центральный» имеет хорошие отзывы у посетителей и пользуется популярностью, но, на мой взгляд, он должен располагаться в другом месте. Сейчас он не вписывается в окружающую среду существующей застройки, так как не соответствует историческому облику города.

Зачем нужно было «впихивать» в бульвар такое количество разрозненных зданий, тоже остается загадкой. Это еще одно фиаско — № 7 — в городскую копилку.

Вместо деревьев на месте бывшего горсада выросло большое количество самых разнообразных зданий

Почему нет никакого контроля за качеством застройки в таком значимом городском месте? Возможно, нет главного архитектора и некому за этим следить, поэтому и строят как захотят, без особого контроля. В итоге получается винегрет, без вкуса и красоты. Статус будущего «города-миллионника» затуманивается, Тюмень остается по качеству архитектуры на уровне «столицы деревень».

Теперь обратим внимание на киоски. И здесь винегрет продолжается. Все выполнены в разных стилях — это фиаско № 8.

Тюменский архитектор считает, что необходимо разработать единый стиль киосков, а существующие убрать

Еще одна серьезная проблема Цветного бульвара — парковки. В праздничные дни в Тюмень приезжают жители соседних городов, сел и деревень, в то время как горожане пытаются, наоборот, выехать за город.

Возьмем для просчета парковочных мест самые значимые здания на территории бульвара: СК «Центральный» и цирк. Количество машино-мест регулируется как на федеральном уровне (рекомендация Минстроя РФ), так и на уровне местного самоуправления. И эти нормы отличаются.

Для СК «Центральный» рекомендуемое количество парковок для 2000 мест на трибунах должно составлять от 74 (по рекомендации Минстроя) до 90 (по рекомендации местного самоуправления). Смотрим на существующую ситуацию и видим, что количество машино-мест равно 90, но 50 из них являются платными, а, кроме того, часть этих парковок относятся к соседнему зданию ресторана и ночного клуба.

Припарковаться в центре Тюмени сложно, на 800 тысяч жителей — более 350 тысяч автомобилей

Тут грозовые тучи нависли над головами, отвечающими за данную проблему, но они нашли выход, построив многоуровневую бесплатную парковку по адресу: Орджоникидзе, 59, строение 4, — на 90 машино-мест. Тучи медленно отодвинулись… Но ненадолго. Почему?

Просто в СК «Центральный», помимо основного зала с трибунами на 2000 мест, есть дополнительные спортивные услуги: фитнес-зал, спа-зона с бассейном, конференц-залы и волейбольные площадки. Для комфортного использования спортивного комплекса услуги не должны пересекаться, но если это происходит, то количество парковочных мест должно быть спроектировано с запасом, примерно на 15–20%, а это 110 машино-мест.

Обратите внимание, что одна из парковок на 30 машино-мест со стороны улицы Ленина расположена в 3 метрах от фасада здания. Требования к автомобильным стоянкам, согласно пункту 6.11.2 приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 (ред. от 14.02.2020) гласят, что «противопожарные расстояния от границ организованных открытых площадок для хранения или парковки легковых автомобилей до жилых и общественных зданий не менее 10 метров».

Пожарный проезд здесь просто-напросто отсутствует

Почему этот момент упущен структурами МЧС и ФСБ Тюменской области, неизвестно, ведь здесь еще и явное нарушение антитеррористических требований безопасности.

Теперь перейдем к цирку. Рекомендуемое количество для обеспечения 1600 мест на трибунах должно составлять 94 парковки (по рекомендации Минстроя) и 73 (по рекомендации местного самоуправления). Но даже явно заниженных 73 парковочных мест у цирка нет.

Около здания городской администрации есть большие платные парковки, и там теперь всегда есть места

Мы видим, что бесплатная парковка для цирка составляет 10 машино-мест, что в 7 раз ниже нормы, так как парковки, относящиеся к общественным зданиям, должны быть бесплатными. На примере Екатеринбурга, парковка у цирка на 94 машино-места является бесплатной.

Остальные сооружения на бульваре не проходят по нормам, особенно здание, где сейчас находятся ресторан Koster и KFС, оно вообще не имеет парковочных мест. А где парковки для посетителей самого бульвара? Где для офисных зданий на противоположной стороне улиц? Неизвестно.

На одной из стоянок вдоль бульвара автомобили занимают тротуар из-за недостаточного количества свободных парковок в данном районе, поэтому водители осознанно идут на нарушение.

Судя по знаку, парковка в этом месте должна быть параллельной, но в реальности всё иначе

А еще у здания мусорные баки выстроились паровозиком, и это на одной из главных улиц города. И снова тучи сгущаются над головами тех людей, которые отвечают за эти решения, а ситуация всё ухудшается и ухудшается. Выйти из нее они решили, увеличив количество платных парковок, чтобы снизить автомобилепоток в центр города, создав еще больше неудобств горожанам. Это общее фиаско парковок № 9.

Теперь уберите от экранов детей младше 18 лет, потому что сейчас будет демонстрация архитектурного безобразия.

Скорее всего, вентиляционные каналы были сделаны после ввода здания в эксплуатацию — это единственное объяснение этого бардака, которое его никак не оправдывает. Решение тут только одно — площадь превратить в газон и плотно озеленить, спрятав всё это безобразие

У меня нет приличных терминов описать «великолепие», которое выходит на сторону основной прогулочной зоны бульвара, еще и с площадью перед зданием — это фиаско № 10.

Вторая серия архитектурного абсурда — цвет здания на углу Ленина и Орджоникидзе. Чем обоснован такой яркий цвет в окружении спокойной гаммы? Неизвестно.

Про оранжевый дом на Ленина мы писали прошлой осенью, тогда его только покрасили, весной балконы и торец начали осыпаться

Нельзя пройти мимо суда, являющегося одним из самых больших зданий в городе.

Здание Арбитражного суда — один из самых знаменитых тюменских долгостроев. Его совсем недавно сдали, теперь он функционирует

Была ли необходимость такого здания суда в городе — мне неизвестно. Раньше архитектура русского зодчества имела особую философию, например, выше церквей никто не рисковал строить дома — это считалось показать себя выше бога. Эту философию сохранил Московский Кремль, у самой высокой Троицкой башни высота составляет 80 метров, а у колокольни Ивана Великого — 82 метра. В исторической части Тюмени эту философию необходимо было сохранить, что придало бы статус духовно-нравственного города. Как тут не вспомнить фразу Цицерона: «O tempora! O mores!»

Для сравнения приведем еще примеры верховных судов скандинавских стран.

Они не выделяются из общего городского пейзажа, не выпячивают себя напоказ

Неброская, лаконичная, спокойная архитектура, не превышающая четырех этажей. Все здания с легкостью вписываются в городское окружение и подчеркивают историческое наследие своих стран.

Теперь о скульптурах и арт-объектах. Прогуливаясь с «хорошим» настроением дальше по бульвару, мы видим странный арт-объект — белая акула, или, как успели заметить зоологи, кархародон — разновидность хрящевых рыб. Возможно, этот арт-объект — основа под рекламу пивного магазина, тогда не хватает таблички «Пиво, рыба!»

Этот арт-объект, по мнению архитектора, совершенно точно — фиаско № 11

Если серьезно, то это нарушение статьи № 12 Федерального закона РФ «Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными». Куда смотрят наши гринписовцы?

Обратим внимание на прекрасную скульптуру «Нежность», автором которой является выдающийся скульптор, почетный член Академии художеств Российской Федерации Геворг Геворкян из Екатеринбурга.

Памятник очень красивый, но его необходимо перенести в другое место, где изначальный образ приобретет композиционный смысл

Объект не имеет таблички, поэтому о названии и авторе остается только догадываться. Обратившись к семиотике как науке, здесь мы наблюдаем сатирическую картину: «Девушка, сидящая в интересной позе напротив здания "Роснефти", всем своим видом показывает, как хочет туда попасть». По моему мнению, ее лучшее местоположение — зона фонтана на набережной, что символизировало бы нашу русскую Алёнушку.

Площадка с Коньком-горбунком — это фиаско № 12. Памятник не пропорционален самой площади, он должен быть больше, или площадь должна быть меньше. Сейчас Конек-горбунок теряется в пространстве, а сама площадь не функциональна. Пропорция должная быть примерно 1/2 от радиуса цветника, на котором памятник установлен.

Конька-горбунка нужно сделать масштабнее — так, как на втором фото (тяните бегунок влево)

Мы часто говорим, что в городе нет солнцезащитных мест, беседок и т. п. Мне удалось опровергнуть это утверждение и найти место, где можно спрятаться от непогоды. Вот оно — красная будка, похожая на телепорт.

От дождя будка защитит, но только одного, максимум трех горожан, если встать поплотнее

Обратите внимание на киоск справа. И здесь не обошлось без забора, видимо, он был задуман как защита кассы от грабителей.

Дополнения: фонари, лавочки, заборы, урны


Все малые архитектурные формы (МАФы) уже настолько стары, что кричат нам о помощи своим внешним видом.

Вся линейка МАФов не несет эстетической ценности, изжила свой срок службы — это фиаско № 13

Необходимо разработать новую линейку лавочек, фонарей, урн и заборов для центральной части Тюмени — в едином стиле города.

Что в итоге

Итак, пешеходные коммуникации на Цветном не отвечают потребностям людей по комфортности. Логическое зонирование территории отсутствует, всё выглядит беспорядочно. У зданий и МАФов отсутствует единое стилевое решение. Их расположение на территории бульвара ошибочно. Общее количество парковочных мест для всех зданий и самого бульвара в количестве 300 мест недостаточно по нормам РФ. Фонарные столбы, урны, скамейки, заборы отжили свое и требуют полной замены.

«Общее количество "фиаско" на Цветном бульваре, по моим скромным подсчетам, составило 13 штук»

Возможно, что люди, которые это проектируют, согласовывают и разрешают строительство, никогда не будут здесь гулять. В итоге с таким отношением мы получили полное безобразие и безответственность городского благоустройства. «Делай не для людей!» — вот главный девиз таких «горе-архитекторов», которые, имея огромные бюджеты, но не имея профессионализма, завершают мою статью фразой из мультфильма: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает».

Согласны с автором, что Цветной бульвар спроектирован не для людей и его нужно переделывать?

Да
Нет
Хочу посмотреть ответы
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем