Город Наталья Федорченко, директор концертного агентства «Белый рояль»: «Бизнес нужно делать чистыми руками»

Наталья Федорченко, директор концертного агентства «Белый рояль»: «Бизнес нужно делать чистыми руками»

" src=

Уровень платежеспособности тюменцев позволяет привозить в столицу Западной Сибири артистов с гонорарами в десятки тысяч долларов. Горожане доказали, что на удовлетворение своих духовных потребностей готовы тратить без сожаления. Обязательное условие успешного концертного бизнеса – умение угождать заезжим звездам и местным почитателям искусства. Об этом – наша беседа с директором концертного агентства «Белый рояль» Натальей Федорченко.

– «Белый рояль» – первое серьезное частное концертное агентство в Тюмени. Трудно было начинать?

– Новому человеку в бизнесе, естественно, бывает непросто. Нам тоже было сложно начинать, несмотря на то, что мы в своем роде стали первыми. Гастрольная афиша в Тюмени всегда была насыщенной. Пробиться сложно, так как концертный бизнес держится на «своей» клиентуре – друзьях, поклонниках, соратниках, а также на востребованности исполнителя.

Мы начинали в 1996 году с вечерних шоу для состоятельной публики в отеле «Тюмень». Там мы набрали клиентуру, познакомились с людьми, с которыми и по сей день очень дружим. Это одна из черт нашего агентства – трепетное отношение к своему зрителю, независимо от того, сколько билетов он покупает – два или двадцать. В этой работе важны именно человеческие взаимоотношения.

– Был ли у вас опыт концертной деятельности до «Белого рояля»?

– В общем-то, да. У меня за плечами был пятилетний опыт работы в театре. Я начинала с должности главного администратора, дослужилась да заместителя директора в экспериментальном театре «Колесо» в Тольятти. В те годы он гремел на всю страну, там я занималась как раз организацией гастролей. То есть мне эта работа была знакома. В начале 90-х все стремительно менялось, все искали свое место в рыночных отношениях. И я подумала, что лучше мне заниматься тем, что я хорошо знаю и умею. Хотелось быть все-таки поближе к искусству.

– Репутация концертного агентства среди артистов и их директоров имеет значение?

– Имеет! Директора артистов сами искренне заинтересованы в наших проектах. Когда я спрашиваю «А кто вам о нас рассказал?», в ответ слышу фамилии импресарио, которые с нами работают. Рассказывают, что слышали много лестных отзывов о нашей компании от своих коллег. Земля круглая, в столице все между собой общаются, поэтому безупречная репутация – это главный козырь. Она нарабатывается годами упорного труда. Когда артисты видят полный зал, безупречно выполненные условия райдера, они готовы не только сотрудничать с нами в дальнейшем, но и давать рекомендации московским коллегам.

– Трудно было научиться общаться со звездами? Не только принимать их условия, но и отстаивать свои интересы?

– Мне кажется, я до сих пор этому учусь. Но чаще общение со звездами я перекладываю на своих помощников, которые профессионально общаются с артистами, всегда находят нужные слова. Я не очень люблю это делать. У меня возникает внутренний бунт. Мне непонятно, почему самодостаточный человек, который на отлично выполняет свою работу, должен выполнять чрезмерные капризы звезды. Мне проще сделать рутинную работу, чем два часа находиться рядом с артистом. Стараюсь этого избегать. Парадокс – очень редко артисты бывают благодарны за то, что мы для них делаем.

– Но, почему? Ведь, казалось бы, они наоборот должны быть вам благодарны. Не секрет, что российские артисты зарабатывают, в основном на гастролях.

– Не секрет. И гастроли, действительно, каторжный выматывающий труд. Звезды считают, что это они собирают залы. На самом деле если 40-60 % публики приходит на артиста, это уже повод для радости. Все остальное за исполнителя делаем мы.

– Изменились ли артисты, их отношение к своей работе с 1996 года?

– Конечно, люди взрослеют. Качество концертов растет, сами артисты становятся мудрее. Но это артисты уровня Александра Малинина, Ирины Аллегровой, Ларисы Долиной, Сергея Захарова. А те, кто являются однодневками, например, «фабрики», Шура, Кай Метов, они очень быстро становятся неинтересными. Естественно, когда они на волне – самомнение, безумные требования. Когда популярность сходит, они становятся более вежливыми, мол, возьмите Христа ради. Даже такое бывает… Но не от того, что они стали культурнее, а от того, что они не востребованы.

– От чего вам хочется защитить артистов в Тюмени?

– Вы знаете, иногда мне хочется защитить зрителя от артиста. Тюменцам нужно осторожнее покупать билеты, обращая внимание на то, какое агентство организует концерт. А артистов... Совсем недавно, не буду называть имен продюсеров и певца, нам прислали совершенно кабальный договор. Мы должны были выслать артисту полный гонорар, а продюсер оставлял за собой право за неделю отказаться от концерта при самой незначительной причине. А что такое неделя до концерта? Это проплаченная аренда зала в филармонии, оплаченная рекламная компания, авиабилеты, бронь в гостинице. При дорогом исполнителе расходы уже более миллиона рублей. Такой договор рассчитан на безграмотных организаторов – получили артиста и вперед! В результате – плачевный результат – обманутый зритель, потерпевший финансовый крах организатор. Таких казусов помогает избежать интуиция и опыт.

– Если вы знаете, что с артистом тяжело работать, но он соберет зрителя, вы будете пытаться организовать его концерт?

– У нас были такие исполнители. Мы отслеживаем рейтинги популярности, хотя бывает, что человек вообще ни в каких рейтингах не участвует, но у него любовь зрителей неизменная, сколько бы раз он не приезжал. А бывает наоборот – лидеры всевозможных чартов не могут собрать зрителей, просто одна песня зацепила и все, больше ничего нет. Наш шоу-бизнес держится на возрастной категории, которая захватила социалистические времена – 70-е, 80-е годы. Любовь народа к исполнителям того времени до сих пор безгранична. Вот тогда были песни, трогающие душу. Где у нас крутится Антонов? Что он написал за последние годы? А люди на него идут.

– А вы занимались организацией гастролей Юрия Антонова?

– Да, был прецедент. Со зрителями было все в порядке. А вот к артисту нужно было найти подход. Потом он раскрывается и… душа-человек! Тем не менее, помотав нервы, он выдает такой концерт, что на следующий год его ждешь снова. Или Люба Успенская, к ней тоже нужен подход. Главное – Любе при встрече подарить большой букет, ее поцеловать и сказать «как ты хорошо выглядишь». Все, она твоя навеки. Творческие люди очень ранимые. Если им подать не тот автомобиль или сэкономить на гостинице, себе будет дороже. Артистам важно показать уважение в мелочах.

Кстати, Александр Малинин в этом году даже поцеловал нас на прощанье. А когда мы начинали сотрудничать, он нас просто в упор не видел. У нас как-то с ним был диалог: «Саша, ну, может, ты скажешь нам спасибо?» – «А за что?» – «За полный зал». Удивлению не было предела. Есть шутка: если зал полон – идут на артиста, если нет – виноват администратор. Малинин, конечно, очень вырос как артист. И зритель его очень любит. Хотя на экране его редко можно увидеть.

– Насколько легко выполнять требования артистов? Есть ли у них претензии к гостиницам или автомобилям?

– В принципе, проблем с гостиницами у нас нет. Отель «Тюмень» и «Президент-отель» – нам этого хватает. Финансово бывает непросто выполнять условия, особенно когда тяжело уходят билеты. И то мы стараемся их выполнить, чтобы не иметь потом головной боли. Два часа общения с директором артиста кажутся смертельными, ведь они часто считают своим профессиональным долгом помучить организаторов. Я вообще в день концерта доступна только своим администраторам. Телефон, известный продюсерам, отключен.

– Что чаще всего требуют российские артисты? Бывают ли требования, как у мировых звезд, например, в комнате все должно быть розовым, цветы в вазах только белые?

– У нас требования такие, чтобы тепло было в гостинице. Особенно зимой. Обязательны обогреватели. Валерий Леонтьев просил темные шторы. Впрочем, все капризы забываются, если концерт прошел потрясающе, и после него мы получаем шквал звонков. Все-таки, это в нашей профессии главное.

– Что чаще всего исполнители просят показать в Тюмени?

– У всех разные предпочтения. Трофим любит тренажерный зал. Андрей Макаревич всегда указывает в райдере, что ему нужен бильярд с определенным столом. Любовь Казарновская в каждом городе посещает интересные для себя места. Поселившись в отеле «Тюмень», она увидела напротив Музей изобразительных искусств и очень захотела там побывать. Несмотря на выходной день, работники музея устроили ей грандиозную экскурсию. Музейщики были просто ошарашены – вдруг в средине дня к ним заходит мировая прима Любовь Казарновская. Николай Басков пожелал посетить салон красоты, причем за все процедуры платил сам. Вообще, чем самодостаточней артист, тем он культурнее. Но не проще. Простота и культура – разные вещи. Без панибратства, общение сдержанное и уважительное. Больше ничего и не надо.

– Есть ли борьба за организацию гастролей того или иного исполнителя?

– Еще какая. Вспомним историю с договором… Расчет сделан именно на то, что кто-то позвонит и предложит более выгодные условия. Перекупка артиста процветает в шоу-бизнесе. Такие инциденты были в этом сезоне с Валерией и Киркоровым. Точнее с их продюсерами, которые перепродали концерты. Это не всегда заканчивается положительным результатом даже для них самих.

– О ком из исполнителей вы изменили мнение после гастролей?

– Мы боялись за концерты Трофима, Александра Буйнова. А в итоге были в восторге. Насчет бардов тоже очень долго сомневались, а выступление было шикарным.

– Зависит ли успешность гастролей от времени года?

– Для каждого месяца – свой исполнитель. Осенью лучше продается рок, весной – поп-исполнители, например, Игорь Николаев, Александр Серов. В мае мы проводили спектакль Романа Виктюка, но результат не оправдал ожидания.

– Как вы относитесь к антрепризам? Есть мнение, что это – халтура...

– У нас много предложений по таким постановкам. Но я сама работала в театре, для меня очень важен хороший свет, настоящие декорации, драматургия. А антрепризные спектакли чаще всего рассчитаны на нетребовательную публику. Меня это поражает. Ведь театральный зритель как раз очень серьезный и думающий, его плохой литературой трудно заманить. Ну, пусть комедия, но это должна быть хорошая комедия. Я серьезно отношусь к театру, у меня высокие требования к спектаклям.

– Охотно горожане ходят на спектакли?

– На громкие имена – да. Вот сейчас приезжает Малый театр. Наверняка гастроли будут успешными. Хотя зритель театральный менее платежеспособен в отличие от тех, кто ходит на попсовые концерты. Поэтому привозить дорогой спектакль всегда страшно. Неизвестно, будут ли покупать дорогие билеты. Хотя многое зависит от звезды. На Пугачеву расходятся билеты стоимостью до пяти тысяч рублей, на Баскова – тоже. На Малинина – до трех тысяч. Театральная публика не любит платить за билеты или не имеет такой возможности. Сейчас молодежь повернулась к театру лицом. Я бываю на премьерах в театре, вижу там много молодых людей, и это радует. Но речь идет о местных театрах. Цены доступные.

– Вы сотрудничаете с местными артистами?

– Когда готовим «свои» мероприятия, обходимся местными силами. Не всегда есть смысл везти звезду за 50 тысяч долларов. Гастролями тюменских артистов заниматься, в принципе, нужно. Просто у нашего агентства уровень другой, нам этим просто некогда заниматься.

– Тяжело в Тюмени продать билеты?

– Тяжело. Активней всего продажи идут в кассах филармонии. Это основная площадка и основная касса, немалая часть билетов отдается туда. Но большая доля продаж приходится на само агентство, которое очень плотно сотрудничает с различными организациями и справочными службами. Рекламируем концерты в газетах, на телевидении, используем растяжки и афиши на городских улицах, отправляем до трех тысяч факсов с анонсами концерта.

– Тюменцы – инертные зрители? Они охотно идут на концерты?

– Нет, основные продажи билетов начинаются за несколько дней до концерта. Не представляете, какие нужно иметь нервы, чтобы это выждать.

– Зрители много дарят цветов после концерта?

– Тюменцы – очень специфичные зрители. То ли холод примораживает, то ли люди сами по себе сдержанные, с достоинством. Исполнители нам часто говорят: чтобы разогреть тюменского зрителя, надо столько энергии выложить!. Первые песни в глухой тишине исполняют, зато потом, когда «доходит», на 15 минут овации затягиваются. У нас такое было на концертах Буйнова, Трофима, Креольского Танго, Бабкиной.

– Случаются ли казусы с поклонницами, в Тюмени активны фан-клубы?

– Мы работаем с серьезными, взрослыми исполнителями. Молодежных артистов, как правило, привозят московские продюсеры. Курьезы с поклонницами бывают у юных исполнителей. Кстати, одна из подросших поклонниц «Иванушек», окончив Тюменский институт искусств и культуры, пришла к нам работать. Любовь к исполнителям подвигла ее к выбору профессии – из нее вырастет очень хороший администратор.

– Насколько остро в Тюмени стоит вопрос концертных площадок?

– Площадки городу очень нужны. Отчасти билеты дорогие из-за того, что аренда залов недешевая. Но не факт, что если площадки появятся, сумма аренды упадет. В Тюмени пытаются работать продюсеры из Москвы, Питера, Челябинска, Омска. У Тюмени – репутация богатого города, значит, есть платежеспособная публика. Концертов много, спрос рождает предложение, аренда не дешевеет.

– Вы занимаетесь организацией корпоративных праздников?

– Занимаемся, но в последнее время их почти не проводим. Нам, по сути дела, даже некогда этим заниматься. По старой традиции мы проводим раз-два в год тусовки. Например, Новый год. Однажды в июле провели театрализованный праздник Иван-Купала. Всем понравилось. Его опять ждут. Или что-нибудь подобное.

Вы расстроитесь, если узнаете, что в Тюмени появилось еще одно концертное агентство?

– Нет, мы и сейчас не единственное агентство в городе. Но мы все прекрасно уживаемся, у каждого своя ниша. В нашей работе главное – труд. Неважно, сколько концертных агентств в городе. Важно, кто сколько работает. Мне говорят: «Ты же хозяйка, что ты к 9:00 приходишь, а уходишь последняя? Можно ведь сделать себе более щадящий график». На самом деле это нереально. В любом деле важно держать руку на пульсе и много работать. Сколько бы людей в наше дело не приходило, выручит качество работы и репутация. А мы ее заработали.

– Какими качествами должен обладать человек, работающий в вашем бизнесе?

– Нужно быть целеустремленным, стрессоустойчивым, контактным, уметь работать с людьми. Одному в этом бизнесе ничего не добиться. Нужна команда. Я очень довольна своими администраторами и заместителем Натальей Зыряновой. У нас хорошо работает билетный стол – наш тыл. От качества билетов зависит многое, у нас не может быть лишних или двойных билетов. Для того, чтобы работать в нашем деле, необходимо, во-первых, трудолюбие, во-вторых – трудолюбие, в-третьих – трудолюбие. Четвертое – интуиция, пятое – умение быть последовательным и доводить начатое до конца. Знаете, есть люди, которые не могут добиться чего-то в жизни по одной простой причине – им не хватает элементарного умения пройти путь «от и до». Очень важно быть честным – бизнес нужно делать чистыми руками. В нашем деле часто поступают непорядочно, велик соблазн действовать также, но этого допускать ни в коем случае нельзя. А еще очень ценно умение отдыхать. Я, к сожалению, этим качеством не обладаю (Улыбается.)

– Почему?

– Бизнес тяжелый.

– Для вас работа – это лишь бизнес, или еще и творчество?

– Конечно, творчество! Вы бы слышали, как мы готовим рекламные ролики. Работаем над каждой фразой.

– Вам когда-нибудь хотелось сменить сферу деятельности?

– Нет, я никогда не жалела, что сделала именно такой выбор. Мне кажется, что я очень талантливый человек. В какой бы сфере я не трудилась, везде бы себя нашла.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем