Страна и мир летопись Что мы на самом деле отмечаем 4 ноября? Уральский историк рассказал увлекательный детектив из прошлого

Что мы на самом деле отмечаем 4 ноября? Уральский историк рассказал увлекательный детектив из прошлого

А еще он объяснил, почему эта дата… неправильная

Оказывается, правильнее было бы отмечать День народного единства 1 ноября

4 ноября мы празднуем День народного единства, восходящий к событиям, которые происходили в России в начале XVII века. Екатеринбургский историк Андрей Ермоленко считает, что история праздничной даты очень непростая, и, по его мнению, учреждение выходного дня 4 ноября в 2005 году опирается на ошибочный подсчет. Приводим его объяснение.

Начну издалека — без подробностей тут не обойтись. Не все помнят этот эпизод отечественной истории из школьной программы, а ведь он принципиально важен для русской государственности. К тому же история так лихо закрутила детективный сюжет, что он интереснее иного романа или кино!

Итак, после смерти царя Ивана IV Васильевича (получившего впоследствии от западных историков прозвище Грозный) и кризиса престолонаследия в конце XVI — начале XVII века на Руси разразилась целая куча социально-экономических и политических проблем, которые носят название Смута, или Смутное время. В чем это заключалось?

Средний сын грозного царя Федор был слабоумен, и после его смерти в 1598-м к власти пришел совершенно посторонний русскому престолу человек — шурин Федора (родной брат его жены Ирины) Борис Годунов. А в результате глобального изменения климата (причина — выброс огромного объема пепла после извержения супервулкана Уайнапутина в Перу в 1600-м) на Руси в течение трех лет — заморозки летом, неурожаи, падеж скота, голод и мор…

Сознание русского человека эпохи Средневековья насквозь религиозное и даже суеверное. Причинно-следственная связь между воцарением Бориса Годунова (не могу не вспомнить: «Бориску?! Бориску на царство??») и климатическим коллапсом для жителя Руси начала XVII века однозначна — «царь ненастоящий!». Это очень важно, ведь царь в сознании русского человека — это воплощение Бога на земле. Отец народа, заступник, защитник и так далее.

То есть для русского народа никакой загадки по поводу причин Великого голода первых лет XVII века вообще не было: во всём виноват Годунов!

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин, 1885 год

На минутку вернемся в XVI век. У Ивана IV Васильевича, напомню, было три сына. Старший царевич Иван Иванович погиб в 1581 году (по широко распространенной версии — от руки отца), про среднего — Федора — мы уже вспомнили, но был еще и младший, царевич Дмитрий.

Но есть нюанс: Дмитрий был сыном от шестого (!!!) брака Ивана Васильевича и по канонам православной церкви считался незаконнорожденным, так как более трех браков церковь признавать отказывалась и последующие союзы не венчала. Поэтому мальчишку вместе с матерью, Марфой Нагой, после смерти Ивана Васильевича в 1584 году отправили с глаз долой в город Углич.

Там-то восьмилетнего Дмитрия в 1591 году и убили — скорее всего, по заказу Годуновых. Им, как никому более, это было выгодно: мальчик был последним Рюриковичем, не считая слабоумного и полностью подконтрольного Годуновым царя Федора Ивановича.

Гибель царевича Дмитрия в Угличе неожиданным образом повлияла на историю Урала. После убийства мальчика в городе начались народные волнения, перешедшие в массовые беспорядки. Несколько сотен зачинщиков после подавления бунта сослали «за Камень», и они стали первыми жителями только-только построенной Пелымской крепости (1592 год). Интересно, что во время своего пешего пути в ссылку жители Углича тащили на руках колокол Спасского собора, набат которого и собрал угличан на восстание.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие». Государственный исторический музей, XVII век

Чертеж земли Пелымского города. Фрагмент «Книги Большому чертежу»

Так вот: на фоне неурожаев, голода, народного ропота в 1603 году в Польше объявился молодой мужчина, который заявил — он и есть Дмитрий Иванович, сын царя Ивана Васильевича, чудесно спасшийся в Угличе 12 лет назад после покушения Годуновых. Снарядив на польские деньги небольшой отряд, Лжедмитрий (под таким наименованием он остался в русской истории) пошел на Москву, постепенно обрастая сторонниками: русский народ радовался обретению «природного царя»!

Примечательно, что Москву в 1605 году Лжедмитрию отдали без боя, к тому же за месяц до этого скончался Борис Годунов. Лжедмитрия венчали на царство, и в течение целого года он являлся легитимным «Царем и Великим Князем всея Руси».

Впрочем, недовольство привнесенными в Москву польскими порядками за год перевесило веру в законность царя — летом 1606 года возник заговор, Лжедмитрия убили, тело сожгли и пеплом выстрелили на запад, в сторону Польши, откуда он и пришел.

Стрельба пеплом в сторону Польши не сильно помогла. В 1607 году объявился еще один самозванец, заявивший о своем спасении во время прошлогоднего московского покушения. Снова при поддержке Польши обманщик — теперь уже Лжедмитрий Второй — двинулся на Москву. Забегая вперед, скажем, что впоследствии будут и Лжедмитрий Третий, и Лжедмитрий Четвертый, но успеха первого самозванца никому из них повторить не удастся. Москву они не возьмут и на царство венчаться не смогут.

На фоне продолжающихся внутренних распрей на Руси в 1609 году начинается интервенция Швеции и Польши, на юге усиливаются набеги крымских татар. В 1610 году кризис российской государственной власти достигает апогея: власть захватывает группировка из представителей нескольких московских боярских родов (Семибоярщина), которая передает русский престол полякам. Русским царем становится королевич Владислав IV Ваза, сын польского короля Сигизмунда III. Фактически русское государство как независимое прекращает существовать.

И, как это часто бывало на Руси, страну спасает народ. Зимой 1612 года в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты купца Кузьмы Минина начинает формироваться народное ополчение.

Вооруженные отряды возглавил полковой старшина, воевода города Зарайска князь Дмитрий Пожарский. 22 октября 1612-го русское ополчение под руководством Дмитрия Пожарского взяло Китай-город, после чего засевший в осажденном московском Кремле польский гарнизон сдался, а поляки были изгнаны из русских земель.

«Изгнание поляков из Кремля». Эрнест Лисснер, 1938 год

Именно эта дата, 22 октября 1612 года, и была взята за основу нового праздника, учрежденного в 2005 году — Дня народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. При этом, судя по всему, законодатели — творцы этого праздника — двадцать лет назад совершили ошибку, пересчитав дату по юлианскому календарю (старому стилю) на современный григорианский, по привычке прибавив 13 дней.

Ошибка состоит в том, что для перевода даты 22 октября 1612 года с юлианского на григорианский календарь нужно добавить не 13 дней (это актуально для перевода дат ХХ века), а только 10: разница между юлианским и григорианским календарями с XVI века нарастала в связи с тем, что 100-й, 200-й и 300-й годы каждого четырехсотлетия в григорианском не были високосными.

Соответственно, по новому стилю дате 22 октября 1612 года соответствует 1 ноября.

«Минин и Пожарский». Михаил Скотти, 1850 год

Дата 4 ноября была выбрана в качестве Дня народного единства еще и потому, что по православному календарю в этот день отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой ополчение Минина и Пожарского двинулось на Москву из Ярославля в июле 1612 года.

В любом случае, вне зависимости от точного соответствия дат современного календаря дням событий в прошлом — в 1612 году российский народ с огромным трудом отстоял свободу и независимость своей родины, а многолетний период Смуты подошел к завершению. В феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова — началась новая, 300-летняя страница отечественной истории.

Отмечаете День народного единства?

Да, я настоящий патриот
Нет, но лишнему выходному всегда рад (-а)!

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
ТОП 5
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная тюменка — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Если взрослый прикасается, это ненормально»: как правильно говорить с детьми о сексе и зачем это нужно
Анонимное мнение
Мнение
«Машина — это привилегия»: журналист — о том, почему автомобилисты обязаны платить за парковку
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления