
Справедливо ли называть эту дорогу «трассой смерти»?
Трассу Р-404, ведущую из Тюмени в Ханты-Мансийск, в народе прозвали «трассой смерти». В 2024-м она подтвердила свое звание: за год там погибли 36 и пострадали 233 человека. Впрочем, жители соседней Югры так ее не называют. Для них Р-404 — единственная федеральная трасса, ведущая на Урал и в центральную Россию.
Журналист 72.RU Анатолий Кузнецов пообщался с водителями, помнящими эту дорогу с конца 1980-х. И за рулем проехал путь от Тюмени до Сургута, чтобы понять, насколько удобна и безопасна эта трасса, почему здесь гибнет так много людей и как изменилась дорога за десятилетия.
На видео — эпичные кадры
Тюмень — Тобольск. Какой была трасса 30 лет назад
Расстояние от Тюмени до Сургута — около 800 км. Это примерно восемь-десять часов дороги. За всё это время по пути встретятся два крупных города — Тобольск и Нефтеюганск. А еще бесчисленное число сел и больших поселков, где всем заправляют нефтяные компании.

Выезжаем в пять утра. На улице еще темно, зато не так много машин
— У нас эту дорогу «трассой смерти» никто не называет. Обычная дорога, люди ездят, им уже привычно. Другой всё равно нет. Раньше, помню, было иначе. В 1990-е годы старались по пути не останавливаться, если ехали семьей. Постоянно ходили слухи, что тут люди пропадают, — вспоминает бывший водитель Виталий, много лет проживший в Югре.
Однажды он с семьей поехал из Сургута в отпуск на свой родной Урал. Путь неблизкий — около 1500 км, почти 20 часов за рулем. По пути решили остановиться и передохнуть на одной из бесплатных стоянок, которых на пути было множество. Однако местные «охранники» потребовали плату за отдых, чтобы семью «никто не обидел». Виталий отказался и уехал, чтобы не отдавать денег самовольным захватчикам стоянки.

Такой путь предстоит проехать
Сейчас такого, конечно, нет. Дорога до Тобольска — вообще самый спокойный, даже скучный отрезок маршрута. На что обратить внимание на этом участке пути? Ну, пожалуй, на то, что здесь действительно всё благополучно. Относительно целые дороги, забегаловки с едой в неограниченном количестве.
Здесь почти всю дорогу две полосы в каждую сторону, нет проблем с заправками, и большие фуры не представляют собой бесконечный поток необгоняемых грузных черепах. За окном — еще привычный для тюменца пейзаж. Вид поменяется в Уватском районе.
Уватский район. Заправок нет, но есть муксун
Вместе с пейзажем на выезде из Тюменской области ухудшается и погода: начинается сильная метель, из-за которой видеть впереди идущие авто трудно — лобовое закидывает снегом и грязью от встречных машин. Если собираетесь ехать в такое путешествие, лучше запастись омывайкой: на дорогу туда-обратно точно уйдет два больших бутыля.
Если бы мы были любителями конспирологии, то назвали бы это место аномальной зоной: не единожды за много лет езды по трассе метель началась именно на этом отрезке маршрута.
Закончится здесь и относительно безопасная четырехполосная дорога. Теперь придется выбирать: либо тащиться за грузовиками, либо выезжать на встречку. Судя по сводкам ГАИ, в этот момент шанс попасть в ДТП возрастает в разы.

Такая картина по пути в ХМАО — не редкость
Проехав Уват, водители уже не увидят многие привычные предметы цивилизации, говорит опытный водитель Александр из Сургута. Он несколько раз в год ездит по трассе Р-404 к родственникам в другие регионы.

А вот и Уватский район
— Это самый трудный отрезок пути. Тут нет ни нормальных заправок (брендовых «Лукойла» и «Газпрома» не будет почти до самого Сургута, а это еще 400 км. — Прим. ред.), ни приличных туалетов, — рассказал югорчанин.
Да и цены на бензин тут кусаются. Если обратить внимание на стенды со стоимостью, увидишь — тут на 2–3 рубля дороже, чем в Тюмени или Тобольске. Поэтому те, кто едет в Сургут и дальше, стараются как минимум заправиться в Тобольске, а лучше еще и плеснуть бензина в канистру про запас.

После Увата уличных торговцев на трассе становится очень много
Неподалеку от Демьянского (поселок на границе Тюменской области и ХМАО. — Прим. ред.) забегаловки сменяют уличные торговцы. Ассортимент — самый что ни на есть северный: муксун, кедровые орехи, брусника, клюква, морошка. В зимнее время к ним прибавляется еще один жизненно важный товар — омывайка.
Чем ближе к северу, тем сильнее разыгрывается метель. Несмотря на плохую видимость, терять скорость никто не хочет: если остановишься протереть окна и фары, придется снова нагонять фуры, которые ты только что с таким трудом обогнал.
Салым. Ремонт, которого ждали годами
— А тут раньше плиты вообще были. Самый плохой участок дороги всегда был здесь, в Салыме, — говорит тюменец Виталий. В начале своей карьеры он работал водителем на трубовозах, поэтому изъездил близлежащие населенные пункты вдоль и поперек.

Всю дорогу будет пасмурно и снежно
На тот момент мы находимся в пути уже около семи часов. За бортом — всё усиливающийся снегопад, из-за которого и трасса, и машины слились в одно большое грязевое пятно. В то время как в Тюмени уже почти нет снега, и жители вовсю ждут весну, в ХМАО самая настоящая зима. На обочинах лежат комья грязного снега, уже ставшего серым.
Еще несколько лет назад асфальт около Салыма присутствовал скорее номинально, фрагментами, а скорость движения по дороге падала до 60–70 км в час у тех, кто дорожил своим авто и жизнью.

Пройдено больше половины пути
«Проехать там, не потеряв колпака и сохранив подвеску — это чудо», — примерно так шутили об этом отрезке местные много лет. Каково было наше удивление, когда мы увидели здесь вместо бесконечных заплаток вполне ровную дорогу.
Побочный эффект этого великолепия — частые ремонты. Зимой и весной их почти нет, а вот в летний сезон дорожники раскапывают трассу, говорит тюменец Сергей. Это тоже становится проблемой.

Весной ехать здесь тяжело — очень грязно

Здесь дорога становится узкой и извилистой
«Есть ощущение, что летом из-за ремонтов дорог на этих участках пути становится еще опаснее, хоть я и понимаю, что по-другому никак», — считает он. Пожаловаться на ремонты югорских трасс — обязательная программа для всех местных водителей.
Нефтеюганск. Опасные маневры
Кажется, что все на этой трассе становятся лихачами. Зимой и ранней весной метель и грязь часто сопровождают водителей. Они торопятся как можно быстрее добраться до точки назначения и идут из-за этого на весьма рискованные обгоны. Понять можно: когда мчишься по трассе с такими видами, хочется, чтобы это побыстрее закончилось.
Из-за этого скорость почти не ощущается — всё внимание концентрируется на том, чтобы что-нибудь разглядеть в забрызганных окнах и зеркалах заднего вида. Страху прибавляют водители большегрузов. Порой они несутся по встречке, пытаясь обогнать такую же гигантскую фуру, и водителям легковых авто приходится тормозить, чтобы не столкнуться.

Приходится останавливаться, чтобы протереть снегом лобовое, зеркала заднего вида и фары
Однажды и я столкнулся с такой ситуацией около Салыма: на обгон друг за другом шли три фуры. Третий грузовик занесло, и прицеп понесся на наш автомобиль — пришлось даже остановиться на обочине, чтобы не устроить аварию с вылетевшим на встречную дальнобойщиком.
Несколько десятков обгонов спустя добираемся до Нефтеюганска — вотчины «Роснефти». Это сразу видно: даже рядом с трассой повсюду видны буровые с логотипом компании или ее подрядчиков, на указателях появляется логотип компании Сечина. До Сургута отсюда рукой подать.
Сургутский район. Главный мост ХМАО
Наконец, подъезжаем к Сургуту, преодолев без малого 800 км. Здесь горы снега, который даже не думал еще таять, и низко висящая над головой серость. После нескольких часов за рулем — с двумя водителями всё-таки полегче — очень хочется спать.

«Район наших сердец»
Пересекаем знаменитый мост через Обь — он соединяет самый большой город Югры с остальной страной. Появился здесь он в 2000 году. Раньше, вспоминают югорские водители, реку пересекали на пароме, и в очередях можно было потерять часы пути.
Но и сейчас не всё так гладко: из-за большой нагрузки дорожное полотно быстро изнашивается, и мост регулярно закрывают на ремонт. Из-за этого здесь часто скапливаются пробки. Особенно летом, когда многие жители едут в отпуск — тут придется особенно поторопиться, потому что ночью дорожники могут перекрыть одну полосу или совсем остановить движение.
По дороге встретили несколько перевернутых грузовиков и разбитых машин. Им не повезло попасть под порыв ветра или не справиться с управлением, поэтому вовремя они из пункта А в пункт Б точно не успеют.

Север встречает удручающим видом. Это поселок под Сургутом

В тюменской Госавтоинспекции рапортуют, что на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск в 2024 году наблюдается самое большое снижение аварийности. Тем не менее с начала 2025 года половина всех аварий — 26 ДТП — случилась именно по дороге в Югру.
Ранее мы рассказывали о Суерке — родине одного из самых богатых югорчан, главы «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова. Мы пообщались со школьными друзьями Богданова, а также с жителями и главой села, чтобы узнать, почему Суерка процветает, пока близлежащие деревни вымирают.