Новость о введении платных парковок в центре Тюмени разделила горожан на две группы. Одни просто в ужасе от перспективы оплаты за стоянку автомобиля и считают это грабежом от властей. Другие же уверены, что это шаг к улучшению городской среды. Урбанист Аркадий Каюгин стоит на стороне тех, кто поддерживает такие меры организации городской среды. В колонке он рассказал, зачем Тюмени нужны платные парковки, почему властям это не так выгодно, как кажется на первый взгляд, и сколько стоят подобные услуги в других городах. Далее — от первого лица.
Символическая сумма
На прошлой неделе в Тюмени объявили о том, что чуть больше тысячи парковочных мест в центре города через месяц станут платными. Это объявление было ожидаемым, ведь паркоматы поставили почти два года назад. Конечно, Тюмень тут точно не впереди планеты всей, платные парковки давно не новость для крупных российских городов. Тем более для Европы и Америки.
Вот, например, час стоянки в небольшом черногорском городке Улцинь стоит целых 5 евро (410 рублей). В центре Москвы чуть дешевле — 380 рублей в час. По этим меркам 30 рублей, которые просят за час парковки в центре Тюмени, выглядят чисто символически.
Так или иначе, известие о появлении платы за парковки разделило город на два лагеря — сторонников и противников нововведения. Основной аргумент сторонников платных парковок — наконец-то можно будет не кататься по всему центру в поисках свободного места или не вставать вторым рядом на аварийке, опасаясь эвакуации. Это аргумент автомобилистов. А вот второй аргумент относится ко всем — и к автомобилистам, и к пешеходам: из-за введения платы часть водителей пересядет на общественный транспорт (ну или велосипеды, самокаты) или даже пойдет пешком. Среди читателей 72.RU таких оказалось целых 9%. Администрация города рапортует, что в местах, где уже ввели платные парковки, пропускная способность улиц увеличилась на 7%. Да, еще можно вычесть перепробеги автомобилей в поисках свободного места. Так или иначе, в центре станет чуть меньше машин, чуть меньше пробок, чуть меньше выбросов в атмосферу. Большинство горожан (и автомобилисты, и пешеходы) в плюсе.
Деньги за воздух?
Если с аргументами сторонников всё более-менее понятно, то с аргументами противников стоит разобраться подробнее. Основной аргумент, ну или, точнее, гипотеза противников введения платы за стоянку — администрация города просто хочет нажиться на жителях, собирая деньги за воздух. Так ли за воздух? Если открыть сайт госзакупок и поискать лоты с упоминанием паркоматов, то можно узнать, что только на монтаж и наладку оборудования было потрачено более 60 миллионов рублей, начальная цена лота закупки самих паркоматов — 20,3 миллиона рублей.
Всего же закупок на поставку, монтаж, наладку, дооснащение системы платных парковок объявлено более чем на 100 миллионов рублей. Это только за пару последних лет. Обустройство первой платной парковки у администрации стоило более 11 миллионов рублей. Ну и текущее обслуживание, конечно. На сайте госзакупок есть сведения о двух аукционах в общей сложности более 10 миллионов рублей на «Оказание услуг по сопровождению и обслуживанию оборудования платных муниципальных парковок г. Тюмени».
Администрация Тюмени же отчиталась о том, что благодаря уже существующим платным 575 парковочным местам бюджет города пополнился на 10,5 миллиона рублей. Пусть от введения еще одной тысячи парковочных мест выручка вырастет в три раза, всё равно платные парковки окупятся только через три-пять лет.
А там снова закупать оборудование для новых парковочных зон. Так что не такие это «легкие деньги» для городского бюджета, как кажется на первый взгляд. Кстати, нынешняя зона платной парковки — только часть будущего единого парковочного пространства, которое раскинется от улицы Ямской до Мельникайте. Так что затраты на покрытие паркоматами такой зоны будут достаточно ощутимы для бюджета.
Зачем же так заморачиваться с введением платы, если доход для бюджета, мягко скажем, неочевидный? Ответ простой — плата за парковку вводится не для того, чтобы обобрать автомобилистов и наполнить бюджет, а для упорядочивания парковки в случае, когда желающих припарковаться гораздо больше, чем есть парковочных мест.
Спрос рождает предложение
Немного теории. Общественная парковка на языке экономики называется «общественным благом совместного потребления». Такие блага отличаются тем, что они могут быть использованы всеми потребителями только ограничено. Для них характерна низкая степень исключаемости и высокая степень конкурентности. А дальше вступает в игру закон спроса и предложения.
Обычно стоимость выбирается из условия постоянного наличия некоторого количества свободных мест (20–25%). То есть цена выбирается немного выше равновесной. Если бы парковка стоила 10 рублей за час, то те, кто занимал парковку на целый день, эти 80–100 рублей неохотно, но платили бы. Парковка была бы забита целый день, никаких плюсов от взимания платы для автомобилистов бы не было. Если установить заведомо непосильную плату 300–500 рублей за час, то парковаться за эти деньги никто не будет либо будут банально заклеивать номера. Если стоимость парковки будет сопоставима со штрафом за неправильную парковку, то с учетом извечного «авось пронесет» большинство будет нарушать. 30 рублей в час — это компромиссная цена, существенная для кошелька автомобилиста (при стоянке на целый день), но не запредельная. Однако после запуска паркоматов цену можно будет поменять как в большую, так и в меньшую сторону, чтобы обеспечить заполнение стоянки на 75–80%.
В общем, если разобраться, то становится очевидно, зачем нужны платные парковки, почему они столько стоят и можно ли без них (спойлер: нет, нельзя). Однако директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, профессор Михаил Блинкин в интервью изданию «Новый компаньон» утверждает, что в мире нет ни одного города — бедного, богатого, успешного, неуспешного, где бы жители очень радовались тому, что парковка вдруг стала платной. Ни в одном городе люди платную парковку с энтузиазмом не воспринимают, вопрос только в том, как налажен диалог между городскими властями и жителями, насколько власти способны объяснить людям, что всё это делается ради общего блага.
Надеюсь, в Тюмени процесс введения платных парковок пройдет спокойно, у многих горожан понимание важности такого шага есть. Однако некоторые аргументы всё же придется проговаривать несколько раз.
Согласны с автором?
Что мы еще рассказывали о платных парковках?
Последнюю неделю в Тюмени активно обсуждается тема введения платных парковок в центре города. Они появятся в квадрате улиц Челюскинцев — Герцена — Профсоюзной — Советской с 29 ноября. По данным опроса, проведенного на нашем сайте, больше половины горожан против введения платных мест для стоянки авто.
Свое недовольство высказала и местная жительница Ольга Ростовщикова: тюменка уверена, что с автомобилистов просто выкачивают деньги. Под ее эмоциональной колонкой оставили много комментариев, и на удивление многие не согласились с женщиной. Мы публиковали самые честные мнения наших читателей, которые поддерживают платный центр города.
Ранее мы поговорили с автолюбителями, урбанистами и представителями администрации, чтобы разобраться: платная парковка — это сегодняшнее зло или добро на перспективу? Большинство из них встало на сторону властей.