До августа этого года у меня было лишь смутное представление о Дагестане. Горная республика, патриархат и строгие нравы, мужчины с характерным акцентом. На бессознательном уровне я воспринимала дагестанцев так: вспыльчивый, горячий характер, красные мокасины из магазина «Даг-шоп» на Центральном рынке, заниженные «Приоры».
Да, теперь я знаю, что как таковой национальности «дагестанцы» не существует. Это общее название целой группы народностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, рутулы и другие.
Но одно дело, когда ты видишь дагестанцев в Тюмени, и совсем другое — на их родине. Восприятие разное, как и их манера вести себя. Думаю, что и русские на Брайтон-Бич, и в Ишиме — разные по менталитету, привычкам, отношению к жизни люди.
Что удивило и что запомнилось
Конечно, восхитила природа: высокие горы, по которым взбираются коровы и козы, водохранилища с бирюзовой водой, серпантины, от которых захватывает дух. Не успеваешь убрать телефон, как снова хочется его достать для очередного классного снимка. Правда через пару дней ты привыкаешь, устаешь ахать без остановки и впечатляющий пейзаж уже воспринимаешь как должное.
Приехав в Махачкалу, я с восторгом искупалась в Каспийском море. До сих пор не утихают споры, море это или озеро. Однако оно было вполне соленое. Нежное и теплое на закате, с песочным пляжем и очередью из говорливых мусульманок в кабинки для переодевания.
Путешествие было бы неполным, пропусти я Дербент — самый древний и южный город России. Своим колоритом, хорошо сохранившейся и обустроенной крепостью Нары-кала, старым городом с узкими улочками, зданиями, отделанным песчаником. Там же я услышала загадочное слово «магалы», и оказалось, что оно не имеет никакого отношения к шашлыку. Это аутентичное название кварталов старого города, обнесенного стеной.
Еще в Дербенте я беспрестанно восторгалась тем, что на деревьях здесь растут непривычные северному человеку гранаты, айва, миндаль, абрикосы, инжир. Роскошь, да и только.
Люди
Все местные, которые встретились за время недолгого путешествия, оставили исключительно приятное впечатление. Гостеприимные; открытые; непосредственные, как дети; гордые, и, безусловно, любящие свою малую родину.
Сиядат, радушная хозяйка одной из гостиниц, где мы останавливались, с удовольствием рассказывала о традициях Дагестана: как принято родителям искать невест для сыновей, кто отвечает за финансовое благополучие. И демонстрировала традицию похода за водой, в ходе которого жених мог впервые и увидеть подобранную заранее невесту. Дагестанцы открыты и непосредственны. Наутро эта же хозяйка, такая доброжелательная и гостеприимная вечером, обижалась на шумных постояльцев и на завтрак вместо чуду — традиционных лепешек с сыром — подала хлеб с маслом. Никто бы и не заметил, если б сама Сиядат по секрету перед прощанием не призналась мне в обиде.
Гид Арсен, немного обижающийся на популярность старшего брата Бубы, тоже гида параллельной группы, легко вышел за рамки бюджета и за свой счет оплатил аренду уазика, чтобы туристы не поднимались пешком. В этом все они, дагестанцы. Слегка наивные и обидчивые, они готовы отдать последнее, чтобы произвести впечатление на гостя, ради его комфорта и удовольствия.
Дети полноценно участвуют во взрослой жизни. Так юная Хадижа, девочка лет десяти, встречала меня в арендованных апартаментах, серьезный мальчик в папахе проводил экскурсию к Языку тролля, а в одном из платных туалетов гордый юнец брал те самые 30 рублей и продавал кинжалы с национальной росписью.
Одежда
Нас предупредили, что регион мусульманский, поэтому одеваться надо скромно. Даже мужчинам обязательно носить шорты ниже колен, не говоря уж о дресс-коде для женщин. Привыкшие к свободе самовыражения европейки, конечно, могут возмутиться, что им диктуют, что носить, однако я не вижу ничего зазорного в том, чтобы следовать правилам местности — всё-таки, я в гостях. И даже для моря я выбрала не привычный открытый купальник, а полноценное платье. В таких купаются местные женщины.
К слову, в шортах ходят именно туристы. Видимо, в качестве поблажки разрешили. Местные в любую жару носят штаны, брюки, джинсы. Нельзя смущать девушек открытыми ногами. В деревнях и аулах вдалеке от столицы могут даже сделать замечание, если туристический наряд покажется чересчур откровенным.
Впрочем, если посещение Дагестана связывать с горными экскурсиями, то в шортах будет даже холодно. На высоте всегда прохладнее, чем в низине.
Минусы
Можно долго восторгаться достопримечательностями, красотами и людьми Дагестана, это вы прочитаете в любой рекламной брошюре, поэтому не буду долго задерживаться на восхвалениях. А лучше расскажу о минусах отдыха в горной республике. Их, увы, тоже хватает.
Дагестан в качестве туристической зоны — очень юная локация. Местные говорят, что массовый исход туристов к ним случился во время пандемии, когда закрылись границы. За пару лет индустрия не успела сформироваться и выглядит со стороны собранной на коленке. Сервис здесь хромает, и к этому надо быть готовым.
Не стоит ждать в горах роскошных современных гостиниц. В каждом из мест, где я останавливалась, были свои недостатки. То нет кондиционера и окон; то заканчивается вода; то конкретно в моем номере нет электричества, хотя в соседних оно есть; то ужин скудный и невкусный. Ни в одной из горных гостиниц не было ванны — оно и понятно, вода здесь в дефиците. Не удивляйтесь, если встретите в номере незваных гостей — насекомых, которые не попадаются в Тюмени. Пауки, жуки, многоножки. Инсектофобов может ожидать неприятный сюрприз. Впрочем, местные твари не агрессивны. И главное — нет комаров.
Вишенкой на торте разочарования была гостиница, где меня поселили в номере, переделанном из прихожей-веранды. Двери в нем не закрывались, поэтому в один прекрасный момент, когда я отдыхала без одежды, туда завалился незнакомый мужик — ошибся дверью. А витражные окна, которые в другой гостинице были бы фишкой, здесь выходили во двор, где ходили люди и была припаркована старенькая «девяносто девятая». Поэтому их стыдливо заклеили простынями. Утром в этом номере закончилась вода. Умываться пришлось под тонкой капающей струйкой.
Поразили меня платные туалеты в точках, которые считаются главными достопримечательностями Дагестана, например, у песочного бархана. Стоит посещение 30 рублей. В Тюмени все туалеты бесплатны. Туалетной бумаги в кабинках ты не дождешься. Ее нужно заранее отрывать от рулона, заботливо охраняемого женщиной, параллельно болтающей с подружками по видеосвязи. Серьезно, правительство Дагестана и Министерство туризма республики, вы что, не можете организовать бесплатные туалеты на главных достопримечательностях республики? Тем более, что вход в эти достопримечательности нередко тоже платный.
Конечно, это мелочи, но для кого-то комфорт и удобство могут быть вескими причинами отказаться от поездки в Дагестан.
Легальный бизнес в Дагестане находится в зачаточном состоянии. Ни в одном месте, где я что-то покупала, заказывала еду, не принимали оплату картой. Но зато всегда наготове номер телефона для перевода на карту. Как объяснил гид, все микробизнесы дают откаты участковым, чтобы не привлекать внимания проверяющих органов.
Вообще, высокий уровень коррупции — первое, на что пожаловался таксист, везущий меня из аэропорта в Махачкалу. Именно поэтому, по его мнению, несмотря на работу ГЭС, в республике постоянные перебои с электричеством. Именно поэтому большая часть города выглядит как хаотичная застройка разнокалиберными зданиями. Именно поэтому красивой Махачкалу можно назвать с очень большой натяжкой. Ей больше подходит определение «практичная».
Здания непонятной архитектуры, хаотичные пристройки и нелегальные балконы в качестве дополнительных комнат. Всё, что есть в Махачкале красивое, осталось с советских времен. В городе больше 400 многоквартирных домов построены с нарушениями закона. Они обречены на запустение и заброшенность, поскольку разрешения на эксплуатацию владельцам получить не удается. Зачем строят? Надеялись на взятку и знакомства. Прокатывает не всегда.
Антисанитария Дербента
Несмотря на восторг от древнейшего города России (а он действительно очень атмосферный), было в нем то, что меня обескуражило.
Оказалось, никаких очистных сооружений в городе нет. Зловонные канализационные стоки просто выливаются в море недалеко от городского пляжа! Отсюда повсеместные отравления отдыхающих, диарея, ротавирус. Местные называют это деликатным словом «акклиматизация». Местные жители и туристы поумнее уезжают купаться подальше от города, километров за 15–20. Например, на пляж, где ржавеет одна из местных достопримечательностей — легенда советского кораблестроения экраноплан «Лунь».
Хотя в море в Дербенте я не купалась, «акклиматизацию» пришлось испытать и мне, и другим членам нашей туристической группы. Причем она произошла не сразу по приезде в Дагестан, а через пару дней после того как мы приехали в Дербент. В чем точно причина, выяснить сложно.
Возможно, в том, что в городе часто отключают воду, возможно, в беспечном отношении к санитарным нормам, помноженным на жару и мусульманскую традицию вместо туалетной бумаги подмываться из кувшинчика (он здесь в каждом туалете), а потом не особо тщательно мыть руки. В одной из столовых и вовсе не было воды, однако останавливать продажу еды никто и не думал. В Тюмени это кажется нереальным.
Как бы то ни было, тошнота и общая слабость стали моими лучшими друзьями на несколько дней вплоть до возвращения в Тюмень. Я бы не стала делиться такими интимными деталями, если бы интернет не пестрил подробными историями. Поэтому если у вас слабый желудок, взвесьте несколько раз, стоит ли ехать в Дербент. А если решитесь, то не сильно доверяйте местной кухне.
Местная кухня
А она, между прочим, великолепна. Если будете лакомиться местной гастрономией, то выбирайте заведения более европейского типа. Таких в Дагестане немного, но они есть. Ценник сравним с тюменскими кафе, но для местных считается дорогим.
Обязательно попробуйте хинкал — отваренные кусочки теста, подаются с мясом, фаршем или другим мясным дополнением на выбор. Также в комплекте идет наваристый бульон и соусы. Очень вкусно!
Редкий обед обходится без чуду, я про нее упоминала выше. Она бывает двух видов. Тонкое раскатанное тесто с начинкой из зелени, сыра или мяса. В Тюмени такие называют кутабами и подают в кавказских ресторанах. Но чуду — это все-таки не кутаб, у нее свой колорит, вкус и своя душа. Вторая версия чуду — толстый пирог с богатой начинкой, это чуду по-даргински. От классических пирогов отличается тонким тестом.
В Дагестане король стола — это мясо. Если завтрак может обойтись легкими закусками, чаем и выпечкой, то на обед или ужин мясо будет обязательно. Неважно, хинкал это, лагман, курзе или шашлыки из баранины — если стол будет без мяса, значит в этом месте тебя не уважают.
Советы туристам
Так как билет из Махачкалы в Москву обходится достаточно дорого, стоит рассмотреть вариант прилететь в Грозный.
Если хочется успеть побывать как можно в большем числе мест за ограниченное время, забронируйте тур с гидами. Вас будут возить на джипах или в минивэне, а в труднопроходимых местах на уазиках, кормить в секретных местечках с роскошными видами, селить в максимально комфортных гостиницах из доступных, варить кофе в турке на высоте. Группы небольшие, в моей было всего семь человек. Один из плюсов такого формата — заранее известен бюджет на путешествие и практически не будет дополнительных трат.
Так ехать или нет?
Для меня ответ однозначный — да. Красота природных достопримечательностей, самобытность местной культуры однозначно перекрывает минусы сервиса и ЖКХ. Однако стоит запастись лекарствами от отравления и не купаться в городской черте.
Согласны с автором?
Мой коллега Павел Красоткин побывал в не самом популярном у туристов городе Самаре и поделился впечатлениями. Честные отзывы про жилье, еду и сервис на российском юге можно найти в этом материале. Стоит ли отдыхать на Азовском море, читайте здесь.