Изучая Тюмень в нашей рубрике «Районы-кварталы», трудно не обратить внимание на её храмы и церкви, раскинутые по всему городу. Многие из них сейчас являются памятниками и притягивают к себе не только верующих, но и туристов, интересующихся архитектурой и красотой зданий.
Однако меньше века назад всё это было на грани уничтожения. Молодая советская республика начала непримиримую борьбу с религией, результатом которой стали не только репрессии в отношении духовенства, но и уничтожение храмов.
В этом материале в День памяти жертв политических репрессий вспоминаем, что пришлось пережить церкви во время страшных гонений 30-х годов.
Уничтоженные храмы
Имперская Россия была сугубо религиозным государством, где сам царь считался помазанником божьим. Но всё переменилось после революции и прихода большевиков к власти. Они стали строить атеистическое государство, в котором богам нет места. Началом гонений на церковь стал 1929 год, когда руководство страны перестало «заигрывать» с церковниками и взяло курс на антирелигиозную борьбу.
8 апреля 1929 года вышло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Борьба с богом не обошла и Тюмень. В 30-е годы в городе стали закрывать храмы, а священникам запретили нести службы. Самый пик репрессий пришелся на 1937–1938 годы. За этот период в СССР арестовали более 30 тысяч священнослужителей. В Тюмени, как и по всей стране, решили не ограничиваться только арестами и закрытием церквей. Загрохотали взрывы — большевики взялись за храмы.
В начале прошлого века на перекрестке Хохрякова — Кирова возвышался храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его построили в 1765 году (по некоторым данным, он только был заложен в этом году) — во времена царствования Екатерины Великой. В 1930 году городские власти передали здание в народные руки под общежитие. В 1932 году храм взорвали.
— Когда церковь взрывали, она сначала высоко поднялась над землей, а потом рухнула и рассыпалась, — передает слова старожил автор книги «Две церкви» Валерий Чупин.
Взорван в 1933 году был и храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоял он напротив городской думы Тюмени. Известен был тем, что имел семь колоколов. 11 декабря 1929 года храм закрыли и передали окружному краеведческому музею. В нем сделали антирелигиозный музей. Решение уничтожить здание объяснили тем, что оно может упасть в Туру.
На защиту храма встали 12 христиан. Их расстреляли. Уничтожить сразу здание не удалось, целыми частично сохранились стены. Позже их сбросили в реку, а некоторую часть кирпичей пустили на строительство дома отдыха. Сейчас на его фундаменте стоит начало Моста Влюбленных.
В 1997 году началось восстановление храма, но уже не в центре Тюмени, а на Широтной. Окончательное возведение нового Благовещенского храма завершилось в 2014 году. Тюменские христиане помогали строительству собственными деньгами. Храм — это копия уничтоженного здания.
Ещё одна церковь, навсегда утраченная в Тюмени, была там, где сейчас стоит магазин «Океан». Раньше тут возвышалась Единоверческая церковь, построенная в 1850 году старообрядцами. В ту пору в Тюменской губернии насчитывали около 19 тысяч старообрядцев. В 1922 году советская власть конфисковала здание, а в 30-е годы его взорвали.
Репрессии священников
Единственным храмом, который во время всех гонений не закрывался, стал храм Всех Святых, или Всехсвятская церковь, построенный в 1833 году. Здание планировали отдать под школу, но не получилось по каким-то причинам. Храм остался единственным местом для молитвы в Тюмени.
Храм закрыли лишь единожды — с 1940-го по октябрь 1941 года. Со здания сняли крест. Только в 1942 году во время войны власти официально дали разрешение на проведение богослужений здесь. Новый крест изготовили на заводе «Механик» (в будущем станкостроительный завод).
В 1937 году пришли за семью священниками. В ночь на 12 октября того года их убили. Расстрельный приговор вынесла тройка Омского управления НКВД, но очернение священнослужителей началось с газет. В статье «Рясоносные враги» газеты «Красное знамя» служителей культа называли контрреволюционерами, террористами и заговорщиками.
Занимались ли антисоветской деятельностью священники, обычно доказывать не приходилось. Тройка решила, что виновен, — значит виновен. Никаких адвокатов и апелляций. Только расстрел. Таких историй в Тюмени десятки.
Дело о бороде
Широко известно так называемое «дело о бороде». За свои убеждения сильно пострадал староста церкви Всех Святых Михаил Ханжин, возглавлявший церковную общину Всехсвятской церкви с 1933 по 1937 год. Его регулярно арестовывали и водили на допросы.
В 1941 году Ханжин ушел воевать на фронт. В армии ему приказали сбрить бороду, но он отказался.
— В армию меня мобилизовали 30 августа, был определен в кавалерийский полк. До армии я 7 лет не брил бороду и здесь тоже брить бороду не хотел. Командир эскадрона 6 сентября дал мне приказание побрить бороду и доложить ему об исполнении, но я категорически заявил, что его приказание выполнять не буду. Потом меня вызвал капитан и передал меня под арест, — передает слова Ханжина запись в показаниях.
Свои взгляды насчет советской власти и коммунистов староста не скрывал. Военный трибунал Омского гарнизона 11 декабря 1941 года приговорил Михаила Ханжина к расстрелу.
Храмы превратились в мастерские и склады
Далеко не все объекты религиозного культа подверглись разрушению. Многие храмы Тюмени уцелели, но их помещения использовали для других нужд.
Троицкий монастырь, возвышающийся на берегу Туры, в 1923 году был закрыт. Улицу Монастырскую переименовали в Коммунистическую — такая злая ирония власти. На Коммунистической улице, кстати, монастырь до сих пор стоит. В 1930 году Тюменский горком ВКП велел уничтожить могилу епископа Филофея Лещинского, а его останки поставить в антирелигиозном музее в Благовещенском соборе. Там они пролежали до уничтожения храма.
После информации об останках никакой не было. Только в 2003 году к архимандриту Троицкого собора Тихону подошла дочь бывшего благочинного Тюмени и передала завещание. В нём говорилось о месте, где спрятаны останки Филофея. Оказалось, что мощи святителя спрятаны под левой колонной Вознесенско-Георгиевского храма — на противоположном берегу от уничтоженного Благовещенского собора.
После этого их искали три года. 25 июля 2006 года рабочие во время укрепления фундамента обнаружили деревянный гроб. Это и были пропавшие мощи. Так останки митрополита Филофея вернулись в Свято-Троицкий монастырь.
Сам же монастырь пострадал в советские годы от строительства на его территории водоочистных сооружений. Ради этого снесены церковь Сорока мучеников и домовая церковь митрополита Филофея. Избежать гибели храма удалось в 1947 году, когда вышло постановление Совета министров РСФСР «Об охране памятников архитектуры». Только в 1996 году началась передача монастыря под управление Тобольской и Тюменской епархии.
Ниже, на улице Луначарского, стоит Крестновоздвиженская церковь, построенная в 1774 году. Во время советской власти с нее сбросили кресты. Помещение храма использовали под мастерские сельхозтехникума, школу ДОСААФ, стрелковый тир и студенческий клуб. Церкви здание вернули только в 1993 году. Освящение проводил лично патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
На другом берегу Туры стоит Вознесенско-Георгиевская церковь. Именно в ней прятали останки Филофея. В советские годы она тоже пришла в упадок. С неё тоже сняли кресты, а помещение использовали как клуб кожевенников и химиков, а затем как общежитие учащихся школы шоферов и комбайнеров Тюменского сельскохозяйственного техникума. Впоследствии здание передали Тюменскому овчинно-шубному заводу. А в 1996 году снова передали церкви.
Церковь Святого Праведного Иосифа на Перекопской построена в 1906 году ссыльными поляками. Но католиков тоже не обошли репрессии. В советские годы храм использовался в качестве клуба красных директоров, спортзала, склада, студенческого клуба, «Дома ученых». С 1993 года в нем возобновились богослужения.
Старейшая в Тюмени церковь Архангела Михаила (построена, по разным данным, в 1612 или 1624 году) на своем веку повидала многое — пожары и реконструкции. В 1922 году всё церковное имущество было изъято. В 1925 году здание передали верующим-обновленцам — раскольническому движению, поддерживаемому советской властью. Позднее храм использовался как клуб, контора, склад, гараж, прачечная, столовая и общежитие. В 1976 году церковь взята под охрану государства, а в 1991 году передана епархии.
Знаменский кафедральный собор — одно из красивейших религиозных сооружений Тюмени — построен в 1789 году. В декабре 1929 года собор закрыли. Здание передали под городской клуб физкультурников, хотя там поселились курсанты, а имущество церкви передали государству. Здание собора использовалось также как пересыльная тюрьма и машинно-тракторная станция. До Великой Отечественной войны собор передали верующим.
В 1965 году секретарь горисполкома Николай Сироткин и директор механического завода С. Емельянов выполнили заказ церкви на установку металлической ограды. В итоге оба получили по выговору от бюро горкома КПСС с занесением в учетные карточки.
В 80-е годы церковь Всех Святых и Знаменский собор были единственными открытыми церквями в Тюмени.
Спасская церковь на пересечении Челюскинцев — Ленина сейчас переживает реконструкцию. Молились в этом месте ещё с 1586 года, а каменный храм, который стоит до сих пор, возвели в 1819 году. Церковь сильно расширилась с годами. Помог в этом и глава Тюмени Андрей Текутьев, чьи предположительно останки нашли в мае 2020 года. Храм посещал в 1837 году будущий император Александр II во время своего путешествия.
В 1929 году настоятель Спасской церкви священник Илья Популов обвинен в укрывательстве церковных ценностей, а затем здание забрали у верующих. В разные годы в ней размещались общежитие для курсантов, библиотека, областной архив, фонды областного краеведческого музея.
После развала СССР церковь вернули верующим. Первая реконструкция здания прошла в 2000-е годы. Сейчас оно переживает новую реставрацию. Во время работ на стенах были найдены спрятанные фрески, которые неизвестные скрыли под слоем краски и бумаги. Вероятно, чтобы спасти их от уничтожения.
Храм Симеона Богоприимца, который стоит на пересечении Республики — Орджоникидзе, построен на деньги купца Семена Трусова в 1871 году в качестве сиротского приюта. Потом уже была построена домовая церковь. В советские годы она тоже была закрыта. В здании храма располагались Совпартшкола, педагогическое училище № 1, а в период с 1963 по 1999 год здесь находился морфологический корпус Тюменского мединститута. Потом уже храм вернули верующим и отреставрировали.
Пострадали от советских антирелигиозных репрессий и тюменские евреи. Их синагога на улице Кирова, построенная в 1911 году, была изъята властями во время гонений. Здание использовалось как общежитие, библиотека, склад, музыкальная школа, филиал филармонии, филиал «Союзаттракциона», областная контора кинопроката. К 90-м здание сильно разрушилось. Только после передачи обратно еврейской религиозной организации оно стало возрождаться и признано памятником архитектуры.
Епархиальный Богородице-Рождественский женский монастырь в советское время тоже перешел в народные руки. В 1930 году Ильинская церковь монастыря была закрыта. Верхние ярусы колокольни разобрали, а кресты и купола сняли. В 1935 году в здании бывшей церкви открылся ломбард, а с 1942 по 2002 год размещался Тюменский ликеро-водочный завод «Водликёртрест». Затем Ильинская церковь вернулась верующим, но в крайне удручающем состоянии, поэтому в конце 2000-х её пришлось ремонтировать.
Трагична судьба Александровской часовни, которая стояла на Центральной площади Тюмени. Её построили в 1912 году в память убитого императора Александра II в канун 300-летия династии Романовых. Часовня стояла рядом с базарной площадью — сейчас на ее месте Областная дума Тюменской области. Строительство осуществлял архитектор Константин Чакин. В советское время часовню использовали как складское помещение для керосина. В 1957 году её разобрали, а фундамент зарыли. В 2000-е годы поднималась идея восстановить часовню, но до сих пор этот проект не нашел серьезной поддержки.
Вместо послесловия
Исполнение расстрельных приговоров в Тюмени проходило в здании на Семакова, 18, где и располагался Тюменский горотдел НКВД. Для приведения приговоров в подвале оборудовали специальную комнату. Бывший оперуполномоченный НКВД Ляпцев во время суда в 1957 году рассказывал, что стены были обиты, чтобы глушить звук от выстрелов. Стреляли в затылок. Потом тела увозили на Затюменское кладбище.
Полковник ФСБ в отставке, историк-краевед Александр Петрушин утверждает, что за годы репрессий в Тюменской области расстреляно 7290 человек. Именно о судьбах тюменских священников в книге «Память их в род и род» подробно рассказала кандидат филологических наук, научный сотрудник Тобольской духовной семинарии Галина Коротаева.
Не обошли репрессии и тюменских преподавателей вузов. Их также заточали в тюменской Лубянке, а затем расстреливали. Читайте об этом подробнее в материале рубрики «Районы-кварталы» про университетский квартал.