Продолжаем нашу рубрику «ЖК на месте промзоны», в которой рассказываем вам, как застройщики осваивают в Тюмени территории бывших фабрик и заводов. Мы уже напоминали вам, что стало со знаменитым станкостроительным заводом, кто купил овчинно-меховую фабрику, чтобы на ее землях построить элитное жилье, как и почему исчез текстильный комбинат «Кросно» и кто заполучил территорию судостроительного завода.
Сейчас предлагаем узнать или вспомнить, кто в нашем городе застроил территорию завода АТЭ (завод Автотракторного электрооборудования. — Прим. ред.) в квартале улиц Профсоюзной — Циолковского — Сургутской — Госпаровской. Эти многоэтажки сдали в эксплуатацию в 2000-х годах, но приобрести квартиру там можно и сейчас — на вторичном рынке. Для этого потребуется минимум шесть миллионов рублей.
Печи-буржуйки и замерзшие дети, создающие запчасти для танков и самолетов
После начала Великой Отечественной войны правительство решило срочно перебросить промышленные предприятия из прифронтовых районов в разные города Советского Союза. Рабочих Московского мотоциклетного завода АТЭ-2 перевезли в тыловую Тюмень, оборудование предприятия разместили в створе улиц Минской и Холодильной.
Первым директором завода АТЭ (автотракторного электрооборудования) стал Александр Рыбаков. Именно он 31 декабря 1941 подписал приказ о зачислении в штат первых работников заводоуправления. Эта дата считается днем рождения завода. Основной задачей предприятия было создание необходимых для фронта деталей, первую партию которых выпустили в феврале 1942-го.
Эта зима выдалась суровой. В промерзших цехах, которыми служили сараи, между станками ставили для обогрева печки-буржуйки. Среди рабочих было немало девчонок и мальчишек. Под ноги им ставили ящики, чтобы они могли достать до стола. Наравне со взрослыми юные заводчане изготавливали детали для танков, самолетов, автомашин, мотоциклов. Запчасти и инструменты обжигали руки холодом.
Чуть позже прибыл эшелон с оборудованием Ленинградского и Калужского заводов электрооборудования. Приехали и рабочие ленинградцы. Поправив здоровье, они встали к станкам. Чтобы к середине мая выпустить необходимую для фронта электроаппаратуру для мотоциклов, в Тюмень направили работников Калужского мотоциклетного завода. Но рабочих по-прежнему не хватало.
В начале 1944 года в жизни завода произошло важное событие: предприятие переехало на новое место. Наркомат решил перебазировать мотоциклетный завод из Тюмени в Ирбит, а его территорию (до войны там размещался Тюменский пивоваренный завод) со всеми зданиями передать заводу АТЭ. Переезд был трудным: оборудование укладывали на сани или железные листы и тащили.
В следующем, 1945 году АТЭ успешно выполнил план по выпуску продукции и постепенно перешел на производство мирной продукции.
Уникальный патент, выпуск пуговиц, шефство над пионерским лагерем и своя база отдыха: 50–80-е годы
Завод успешно развивался в 50–80-е годы. Выпускали здесь различное электрооборудование для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, сельскохозяйственной техники, которое поставлялось в 47 стран мира. Патент на изготовление корпуса свечи методом штамповки в 1967 году приобрела у АТЭ Великобритания, а несколько лет спустя — и Венгрия.
В те же десятилетия у предприятия появились новые заводские цеха и жилые дома для заводчан. АТЭ взял шефство над горбольницей № 3, школами № 15 и 40, совместно с другими заводами курировал и содержал пионерский лагерь «Спутник» (посмотрите, что осталось от него годы спустя). Был у завода свой профилакторий, база отдыха в деревне Криводанова и турбаза «Верхний Бор».
— Когда нам было лет по 10–11, стали ходить в Загородный сад. В 60-е годы он был большим, тенистым, с клумбами, фонтаном и навесным мостиком. Весной цвели липы и чудесно пахли. Но было кое-что, соблазнявшее нас и наших друзей гораздо больше, чем фонтаны. Мы спускались туда, где сейчас заправка и магазин «О`Кей». В те годы там была свалка завода АТЭ, и мы приносили домой «богатства» — пахнущие машинным маслом, металлом и пластмассой детали. Очень ценились остатки фольги на катушках. Ленту фольги прикрепляли на прут и бежали, фольга развевалась и весело шуршала, — вспоминает тюменка Наталья Рупинская.
В начале 60-х годов предприятие получило новое имя — «Тюменский завод автотракторного электрооборудования». В 1993 году, когда бурными темпами шла приватизация государственных предприятий, завод акционировался и преобразовался в ЗАО «Тюменский завод автотракторного электрооборудования» (ТАТЭ).
Закрытие АТЭ и новые владельцы территории завода
Прекратил свое существование завод в 2001 году, а через два года компанию ликвидировали по решению суда. На базе ТАТЭ появились ООО «Никос» (суд ликвидировал юрлицо в 2004 году) и действующая организация ЗАО «Лидер». По данным сервиса «Контур.Фокус», соучредителями «Лидера» в равных долях до сентября прошлого года являлись Сергей Кушков, Рустам Аширов, Дмитрий Кобелев, Сергей Медведев и Сергей Романов.
Сергей Кушков. Вице-президент областной общественной организации «Объединенная федерация дзюдо и самбо». Учредитель девелоперской компании ООО «Броско» (самый знаковый объект — элитный дом Life Plaza). Совладелец фирмы по добыче песка и глины «Тюменьнеруд».
Сергей Медведев. Экс-депутат Тюменской городской думы, совладелец компании «Тюменьнеруд» и соучредитель Винзилинского завода керамических стеновых материалов. Бизнес-партнер Кушкова по строительству Life Plaza.
Дмитрий Кобелев. Гендиректор ООО «Броско», совладелец компании «Тюменьнеруд», председатель правления в ТСЖ «Ул. М. Горького, 47» и ТСЖ «Дом на Мельничной».
Рустам Аширов. Коммерсант, экс-гендиректор ООО «Броско», совладелец компании «Тюменьнеруд».
Сергей Романов. Депутат Тюменской областной думы, совладелец компании «Тюменьнеруд», вице-президент региональной федерации ММА.
Получается, после реорганизации ТАТЭ имущественный комплекс предприятия перешел в собственность «Никоса» и «Лидера», а заводская земля до середины нулевых оставалась в собственности нашего региона.
Жилой квартал с особенным домом рядом с Загородным садом
Застраивать территорию исчезнувшего навсегда завода АТЭ решила девелоперская компания ООО «Брайт», появившаяся на тюменском рынке в 1998 году. До декабря 2018 года единственным владельцем этой компании числился Сергей Медведев, а после к числу совладельцев присоединились Сергей Кушков, Дмитрий Кобелев, Рустам Аширов, родственницы Сергея Романова (супруга и, возможно, мать).
Чтобы на месте промзоны начать возводить жилой квартал «Александровский сад», необходимо было снести заводские цеха и решить вопрос с земельным участком. И с той, и с другой задачей проблем у застройщика не возникло.
— По распоряжению департамента имущественных отношений Тюменской области земельный участок по адресу Профсоюзная — Циолковского — Сургутская — Госпаровская в 2006 году предоставили [застройщику] в аренду для строительства жилых домов с объектами соцкультбыта. После ввода жилых домов в эксплуатацию и регистрации права собственности на жилые и нежилые помещения земельный участок в силу закона бесплатно перешел в общедолевую собственность владельцев помещений, — прокомментировала 72.RU Алена Ивлева, замдиректора областного департамента имущественных отношений.
Летом 2006 года на территории, где еще недавно шумели многочисленные цеха АТЭ, уже вовсю шло строительство первых домов жилого комплекса «Александровский сад». Всего поэтапно девелопер «Брайт» построил и ввел в эксплуатацию шесть многоэтажных жилых домов.
В этом кирпичном микрорайоне есть один особенный дом по адресу Циолковского, 11. В нем восемь этажей, закрытая территория двора с видеонаблюдением по всему периметру. А еще у этой высотки есть свое имя — «Александровский дворик».
Как теперь выглядит жилой квартал, предлагаем увидеть прямо сейчас:
Изначально планировалось, что в районе Речного порта со временем появится вторая очередь ЖК «Александровский сад», но по объективным причинам этого не произошло. Осенью 2020 года этот участок в несколько гектаров купила под застройку местная девелоперская компания «Брусника». Сумму сделки застройщик оставил в тайне, но годом ранее риелторы продавали этот участок за 450 миллионов рублей.
«Брусника» появилась на рынке в 2004 году. Изначально она называлась иначе — «Партнер-Инвест», но позже получила свое нынешнее имя. Единственным владельцем девелоперской компании является бизнесмен Алексей Круковский. Сам он живет и работает в Екатеринбурге.