Все новости
Все новости

ЖК на месте промзоны: как бизнесмен завладел землей завода, где работали тюменские судостроители

На этом тюменском предприятии выпускали пароходы, теплоходы, а в военные годы — и торпедные катера

От судостроительного завода, на котором когда-то трудились несколько тысяч тюменцев, не осталось и следа — только архивные фотографии и видеоролики

Поделиться

В нашей новой мини-рубрике «ЖК на месте промзоны» продолжаем рассказывать вам, как застройщики осваивают в Тюмени территории бывших фабрик и заводов. Мы уже поделились историей о том, как тюменский олигарх купил землю знаменитого завода под строительство высоток, а отельер приобрел в Тюмени фабрику, чтобы возвести у моста Влюбленных элитные дома. Еще вы теперь знаете, кто застраивает территорию знаменитого камвольно-суконного комбината.

Сейчас предлагаем узнать, кто в нашем городе строит высотки на месте легендарного судостроительного завода. Многоквартирники на улице Новгородской еще не ввели в эксплуатацию, но планировки уже доступны для просмотра. Правда, стоимость квадратного метра на своем официальном сайте девелопер скрывает, предлагая оставить свои контакты для обратной связи.

Строящийся новый ЖК на месте завода — это три дома переменной этажности, закрытая территория двора с беседками и садом камней, лобби с консьержем и круглосуточная охрана

Строящийся новый ЖК на месте завода — это три дома переменной этажности, закрытая территория двора с беседками и садом камней, лобби с консьержем и круглосуточная охрана

Поделиться

Как знаменитый завод стал яблоком раздора для трех братьев (и дважды сменил собственников)

Тюменский судостроительный завод можно по праву считать старейшим предприятием нашего города. Основали предприятие в 1928 году, а уже через пять лет местная верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж. В военные годы завод был единственным в СССР предприятием, производившим торпедные катера. Изготавливали тогда также минометы и реактивные снаряды М-13.

Смотрите, так выглядит лихтер «Ямал» — первая продукция Тюменского судостроительного завода

Смотрите, так выглядит лихтер «Ямал» — первая продукция Тюменского судостроительного завода

Поделиться

В далеком 1948 году в Тюмени открылся сад Судостроителей, известный сейчас как Загородный (Александровский) сад

В далеком 1948 году в Тюмени открылся сад Судостроителей, известный сейчас как Загородный (Александровский) сад

Поделиться

Этот кадр в механическом цехе завода сделали в конце <nobr class="_">40-х</nobr> годов. Работа кипит, каждый занят своим делом

Этот кадр в механическом цехе завода сделали в конце 40-х годов. Работа кипит, каждый занят своим делом

Поделиться

В 1970-х годах в Тюмени вырос целый городок судостроителей — с детсадами, поликлиникой, больницей. На территории предприятия построили санаторий-профилакторий, водофизиолечебницу с бассейном и даже собственное большое подсобное хозяйство. С 1976 года предприятие получило название Тюменский судостроительно-судоремонтный завод.

В начале 1960-х годов на улице Жигулевской ввели в эксплуатацию три дома ТСЗ (Тюменского судостроительного завода). Также дома для заводчан возвели в советские годы на улицах Харьковской, Котельщиков и Щорса

В начале 1960-х годов на улице Жигулевской ввели в эксплуатацию три дома ТСЗ (Тюменского судостроительного завода). Также дома для заводчан возвели в советские годы на улицах Харьковской, Котельщиков и Щорса

Поделиться

На территории завода уже к <nobr class="_">1970-м</nobr> годам была собственная водофизиолечебница, в которой располагался <nobr class="_">25-метровый</nobr> бассейн с минеральной водой

На территории завода уже к 1970-м годам была собственная водофизиолечебница, в которой располагался 25-метровый бассейн с минеральной водой

Поделиться

Эту фотографию сделали на заре <nobr class="_">1980-х</nobr> годов. Тюмень. Весна. По Туре сплавляется буксир-толкач, построенный на ТСЗ

Эту фотографию сделали на заре 1980-х годов. Тюмень. Весна. По Туре сплавляется буксир-толкач, построенный на ТСЗ

Поделиться

С конца 40-х по начало 90-х годов завод построил больше 2000 судов — это пассажирские теплоходы, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы. В 1992 году предприятие сменило форму собственности и стало акционерным обществом. Список производств расширился — завод выпускал продукцию для топливно-энергетического комплекса: подъемные агрегаты для ремонта скважин, мобильные установки для гидродинамических исследований скважин, нефтеналивные баржи.

Был на заводе в советские годы вот такой уютный кафетерий. Как вам? Пишите в комментариях

Был на заводе в советские годы вот такой уютный кафетерий. Как вам? Пишите в комментариях

Поделиться

В 1995 году руководителями ТСЗ (Тюменского судостроительного завода) стали братья Метельские — Михаил, Павел и Никифор. Постперестроечное пространство перестало нуждаться в судостроительном производстве, поэтому пропали госзаказы. На заводе началась волна увольнений: буквально за несколько месяцев рабочий коллектив из 5000 сотрудников сократился в 50 (!) раз.

Во второй половине лихих <nobr class="_">90-х</nobr> годов дела у судостроительного завода пошли из рук вон плохо. Все попытки руководства улучшить положение предприятия не увенчались успехом

Во второй половине лихих 90-х годов дела у судостроительного завода пошли из рук вон плохо. Все попытки руководства улучшить положение предприятия не увенчались успехом

Поделиться

В начале нулевых, весной 2001 года, среди собственников ТСЗ вспыхнул конфликт. Михаила Метельского (возглавлял совет директоров ТСЗ), его сыновей Алексея (гендиректор) и Андрея (помощник директора) начали вытеснять младшие братья Михаила — Павел и Никифор Метельские. Доходило до публичных ссор с разрыванием документов и потасовок на глазах у журналистов.

Несколько лет длились судебные разбирательства между Метельскими. В 2006 году акции ЗАО «ПП ТСЗ» (соучредители — Павел и Никифор Метельские) и акции ликвидируемого ОАО «Тюменский судостроительный завод» (братьям Метельским принадлежало около 95% уставного капитала) перешли в собственность ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование», входящее в ГК «Интегра». Сумма сделки по покупке ТСЗ составила 7,5 миллиона долларов.

Под руководством новых собственников завод переоборудовали под производство нефтесервисного оборудования: в 2007–2008 годах на модернизацию и развитие производства ушло больше 500 миллионов рублей.

В 2011 году группа компаний «Интегра» объявила о продаже ООО «ТСЗ», в собственности которого находился имущественный комплекс бывшего Тюменского судостроительного завода. Новый владелец имущественного комплекса и земельного участка ТСЗ нашелся быстро: им стал крупный девелопер.

Застройщик приобрел участок земли завода в 2011 году, но возводить дома начал здесь далеко не сразу. На фото — вид на ТСЗ с Профсоюзного моста, 2013 год

Застройщик приобрел участок земли завода в 2011 году, но возводить дома начал здесь далеко не сразу. На фото — вид на ТСЗ с Профсоюзного моста, 2013 год

Поделиться

Дома с видом на реку: кто строит высотки на месте знаменитого судостроительного завода


Покупателем земельного участка и имущества завода за 773 миллиона рублей стала компания ООО «Монолит», входящая в ГК «Дом». Этот застройщик существует на тюменском рынке недвижимости с 2000 года. Конечный владелец организации — тюменский предприниматель и бизнесмен Михаил Вольфсон. Он, в частности, владеет ТРЦ «Остров».

В Тюмени ГК «Дом» возвела ЖК «Суходолье», «Линейная» и «Правобережный». Кстати, девелопер также застраивает и территорию другого закрывшегося промышленного предприятия — «Кросно», известного старшему поколению тюменцев как КСК (камвольно-суконный комбинат). На этом земельном участке идет строительство сразу двух новых ЖК — «Да.Квартал Республика» и ЖК «Симпл».

В начале декабря 2020 года началась застройка огромной территории судостроительного завода. Планируется, что тут будет современный ЖК с развитой инфраструктурой. Название уже придумали — «Да.Квартал Централь».

Так выглядела земля под застройку в 2020 году. Сохранившиеся корпуса ТСЗ пошли под снос. После завершения строительства домов девелопер благоустроит прилегающее к домам пространство

Так выглядела земля под застройку в 2020 году. Сохранившиеся корпуса ТСЗ пошли под снос. После завершения строительства домов девелопер благоустроит прилегающее к домам пространство

Поделиться

— На территории квартала, согласно генплану города, появится детский сад. В будущем у жителей квартала будет возможность выходить к реке, но пока об этом говорить рано, — рассказывал 72.RU девелопер.

В компании уточнили: бывшие корпуса завода пустили под снос, потому что общий проект застройки территории не предусматривает сохранение зданий. Однако в процессе строительства застройщик планирует сохранить взрослые деревья и высадить новые.

Строящийся ЖК имеет выгодное месторасположение: до центра города при отсутствии пробок можно будет добраться на машине всего за 10 минут

Строящийся ЖК имеет выгодное месторасположение: до центра города при отсутствии пробок можно будет добраться на машине всего за 10 минут

Поделиться

Справа вдалеке виден ЖК «Правобережный» — еще один проект группы компаний «Дом». Эти высотки уже заселены

Справа вдалеке виден ЖК «Правобережный» — еще один проект группы компаний «Дом». Эти высотки уже заселены

Поделиться

Кто еще в Тюмени застраивает бывшие территории промышленных предприятий


Недавно стало известно, что многоэтажки появятся и на месте завода медицинского оборудования: участок в 24 гектара в границах улиц Пермякова, Энергетиков, Воровского и Республики купила девелоперская компания «Брусника». В пресс-службе компании-застройщика сообщили, что инвестиции в проект оцениваются в 17,7 миллиарда рублей, а финансовым партнером выступил ДОМ.РФ. Строительство первых двух домов начнется в конце 2022 года.

По теме

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ13
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter