В нашей новой мини-рубрике «ЖК на месте промзоны» продолжаем рассказывать вам, как застройщики осваивают в Тюмени территории бывших фабрик и заводов. Мы уже поделились историей о том, как тюменский олигарх купил землю знаменитого завода под строительство высоток, а отельер приобрел в Тюмени фабрику, чтобы возвести у моста Влюбленных элитные дома. Еще вы теперь знаете, кто застраивает территорию знаменитого камвольно-суконного комбината.
Сейчас предлагаем узнать, кто в нашем городе строит высотки на месте легендарного судостроительного завода. Многоквартирники на улице Новгородской еще не ввели в эксплуатацию, но планировки уже доступны для просмотра. Правда, стоимость квадратного метра на своем официальном сайте девелопер скрывает, предлагая оставить свои контакты для обратной связи.
Как знаменитый завод стал яблоком раздора для трех братьев (и дважды сменил собственников)
Тюменский судостроительный завод можно по праву считать старейшим предприятием нашего города. Основали предприятие в 1928 году, а уже через пять лет местная верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж. В военные годы завод был единственным в СССР предприятием, производившим торпедные катера. Изготавливали тогда также минометы и реактивные снаряды М-13.
В 1970-х годах в Тюмени вырос целый городок судостроителей — с детсадами, поликлиникой, больницей. На территории предприятия построили санаторий-профилакторий, водофизиолечебницу с бассейном и даже собственное большое подсобное хозяйство. С 1976 года предприятие получило название Тюменский судостроительно-судоремонтный завод.
С конца 40-х по начало 90-х годов завод построил больше 2000 судов — это пассажирские теплоходы, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы. В 1992 году предприятие сменило форму собственности и стало акционерным обществом. Список производств расширился — завод выпускал продукцию для топливно-энергетического комплекса: подъемные агрегаты для ремонта скважин, мобильные установки для гидродинамических исследований скважин, нефтеналивные баржи.
В 1995 году руководителями ТСЗ (Тюменского судостроительного завода) стали братья Метельские — Михаил, Павел и Никифор. Постперестроечное пространство перестало нуждаться в судостроительном производстве, поэтому пропали госзаказы. На заводе началась волна увольнений: буквально за несколько месяцев рабочий коллектив из 5000 сотрудников сократился в 50 (!) раз.
В начале нулевых, весной 2001 года, среди собственников ТСЗ вспыхнул конфликт. Михаила Метельского (возглавлял совет директоров ТСЗ), его сыновей Алексея (гендиректор) и Андрея (помощник директора) начали вытеснять младшие братья Михаила — Павел и Никифор Метельские. Доходило до публичных ссор с разрыванием документов и потасовок на глазах у журналистов.
Несколько лет длились судебные разбирательства между Метельскими. В 2006 году акции ЗАО «ПП ТСЗ» (соучредители — Павел и Никифор Метельские) и акции ликвидируемого ОАО «Тюменский судостроительный завод» (братьям Метельским принадлежало около 95% уставного капитала) перешли в собственность ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование», входящее в ГК «Интегра». Сумма сделки по покупке ТСЗ составила 7,5 миллиона долларов.
Под руководством новых собственников завод переоборудовали под производство нефтесервисного оборудования: в 2007–2008 годах на модернизацию и развитие производства ушло больше 500 миллионов рублей.
В 2011 году группа компаний «Интегра» объявила о продаже ООО «ТСЗ», в собственности которого находился имущественный комплекс бывшего Тюменского судостроительного завода. Новый владелец имущественного комплекса и земельного участка ТСЗ нашелся быстро: им стал крупный девелопер.
Дома с видом на реку: кто строит высотки на месте знаменитого судостроительного завода
Покупателем земельного участка и имущества завода за 773 миллиона рублей стала компания ООО «Монолит», входящая в ГК «Дом». Этот застройщик существует на тюменском рынке недвижимости с 2000 года. Конечный владелец организации — тюменский предприниматель и бизнесмен Михаил Вольфсон. Он, в частности, владеет ТРЦ «Остров».
В Тюмени ГК «Дом» возвела ЖК «Суходолье», «Линейная» и «Правобережный». Кстати, девелопер также застраивает и территорию другого закрывшегося промышленного предприятия — «Кросно», известного старшему поколению тюменцев как КСК (камвольно-суконный комбинат). На этом земельном участке идет строительство сразу двух новых ЖК — «Да.Квартал Республика» и ЖК «Симпл».
В начале декабря 2020 года началась застройка огромной территории судостроительного завода. Планируется, что тут будет современный ЖК с развитой инфраструктурой. Название уже придумали — «Да.Квартал Централь».
— На территории квартала, согласно генплану города, появится детский сад. В будущем у жителей квартала будет возможность выходить к реке, но пока об этом говорить рано, — рассказывал 72.RU девелопер.
В компании уточнили: бывшие корпуса завода пустили под снос, потому что общий проект застройки территории не предусматривает сохранение зданий. Однако в процессе строительства застройщик планирует сохранить взрослые деревья и высадить новые.
Кто еще в Тюмени застраивает бывшие территории промышленных предприятий
Недавно стало известно, что многоэтажки появятся и на месте завода медицинского оборудования: участок в 24 гектара в границах улиц Пермякова, Энергетиков, Воровского и Республики купила девелоперская компания «Брусника». В пресс-службе компании-застройщика сообщили, что инвестиции в проект оцениваются в 17,7 миллиарда рублей, а финансовым партнером выступил ДОМ.РФ. Строительство первых двух домов начнется в конце 2022 года.