Один. Последний. Крайний. Дом на Минской, 75 стоит, окруженный многоэтажками и пустырем из-за таких же снесенных зданий, превратившимся в парковку для офисников рядом.
Двухэтажный дом остался единственным, который не снесли. Снаружи он выглядит вполне прилично — нет трещин, местами, как и на обычных старых домах, отваливается краска. Не самая страшная многоэтажка — так ее может описать любой прохожий или житель соседних кирпичных строений. Свое мнение он поменяет, если зайдет внутрь.
Мы продолжаем рассказывать о том, в каких условиях живут тюменцы, — на этот раз мы пришли в дом почти в центре города.
«Снег сойдет вместе с шифером»
Все проблемы дома идут с крыши. Если присмотреться к ней с улицы, то видно, что шифер словно обкусан неизвестным природе существом.
— Сейчас снег сойдет вместе с шифером, и там будут видны дыры, — говорят почти хором местные жители.
Крыша действительно местами напоминает решето. Один из жителей дома Николай сразу предупреждает, что можно ходить только рядом с люком — в остальных местах есть большой шанс провалиться в чью-нибудь квартиру.
— Нам долго обещали сделать крышу. Как только дом признали аварийным, то и смысла не стало — там все стропила. Так и живите с такой крышей до 2029 года. Мы с братом хоть немного смогли избежать затопления. Мазали сначала пеной, потом влагозащитной субстанцией. Помогает — хотя бы стекает по стенам, они все влажные и желтые, но в саму квартиру не течет, — рассказывает один из жителей дома.
«Я ничего не стал делать — на хрен»
Больше всех в доме страдает Николай. Его квартира находится на втором этаже, и сразу над ним незалатанная крыша. В маленькой комнате после одного из потопов не стало потолка — всё, что было изоляцией, выпало в квартиру, и он выносил провода мешками.
— Вот смотрите, сверху все сыпется. По стене стекает вода. Здесь была дыра — я заделывал ее сам. Пришел домой, штукатурка вся упала. Пришлось отрывать доски гнилые и всё переделывать, чтобы хотя бы не текло, — рассказывает Николай.
В его квартире живут настоящие птицы. Кажется, что они единственные радостные жители всего этого дома, погрязшего в ожидании переселения.
Для освещения в комнатах и туалете Николай использует необычные осветители. Блогеры любой платформы, даже самой запрещенной в РФ, легко узнают этот прибор. Вряд ли они могут догадаться, что лампы можно использовать не только для подсветки лица, но и для освещения кухни темными зимними вечерами.
— Здесь я ничего не стал делать — на хрен. Клеить обои бесполезно, трещины везде, всё отпадывает. Пытался я это сделать один раз — меня током ударило. Зато в розетках электричества нет, — делится Николай.
Соседи снизу угрожают мужчине жалобами в прокуратуру и взысканием ущерба в суде. Вода, стекая по стенам квартиры Николая, топит первый этаж.
— А я что сделаю, если всё с крыши течет? — говорит житель дома.
«Здесь было печное отопление»
Некоторые жильцы не смирились с тем, что сейчас происходит с их домом, и настаивают, что не доживут в таких условиях до 2029 года. Пишут письма — активисты дома даже написали письмо президенту.
В одной из квартир и вовсе стали делать косметический ремонт. Чтобы жить хоть в каких-то условиях.
— Моя семья живет здесь с 1972 года — хорошо, в Советском Союзе давали квартиры бесплатно. Здесь было печное отопление, потом его убрали, но ниши остались. Ремонтируем то, что можно, постепенно, — рассказывают жильцы на втором этаже.
Чистоту в подъезде создают сами жильцы. В своем подъезде они отремонтировали буквально всё — покрасили перила и подлатали крышу. Ничего не могут сделать только с входом. Дом в низине, поэтому каждую весну и осень вынуждены ходить по специально сделанным доскам.
Хотя за содержание дома и мелкий ремонт жильцы исправно платят. Помимо этого — по нормативу за воду, потому что из-за состояния дома нет возможности поставить счетчики.
— Содержание территории — 90 рублей, аварийно-диспетчерская служба — 33 рубля. И так с каждой квартиры, — говорят жильцы.
Что известно об этом доме?
Дом построили на улице Минской в 1953 году. Аварийным его признали в 2005 году из-за физического износа. Живет сейчас в нем, по данным сайта «Реформа ЖКХ», всего 8 человек.
В этом районе раньше было несколько подобных многоэтажек — но сейчас их снесли, а на их месте появилась парковка и большие жилые здания.
Платежки жильцам приходят от управляющей компании «УютСервисБыт», расположенной в нескольких километрах — на Лесобазе.
ООО «УК УютСервисБыт» зарегистрирована в ноябре 2014 года. Учредители — Расим Гусейнов и Александр Кирьянов. Последний числится директором компании и участвует в руководстве еще одной УК — ООО «УСБ». На сайте компании указано, что в их собственности более 400 домов в различных районах.
Снести и расселить дом планируют только в 2029 году. Через семь лет.
Что мы еще писали о жизни тюменцев?
Мы рассказывали об условиях, в которых живут тюменцы почти на берегу Туры. В деревянном бараке стены падают, двери почти сорвались с петель, а удобства для людей расположены на улице.
Мы писали о доме в пансионате Оловянникова, недалеко от тюменского экопарка. В доме нет горячей воды, люди утепляют фундамент снегом, пол проваливается в квартирах. Проводка в здании старая — может вспыхнуть в любой момент.
Приезжали в общежитие на главной улице города — Республики. В подъездах очень грязно и холодно, бутылки и мусор можно найти почти в любом месте дома. Люди сушат белье на улице и курят прямо в лифте.
На КПД есть общежитие, из окон которого выпала молодая девушка. Рассказываем, как люди там проходят сквозь дымовые завесы и смотрят на женские драки.