В обычной девятиэтажке в спальном районе Тюмени с семьей, девятью подобранными кошками и маленьким псом живет Ирина Поздосеева. 36 квадратных метров однокомнатной квартиры учительница иностранных языков превратила в кукольный домик — в каждом углу рюши, вазочки, фотографии. Женщина признается, что продумывала всё сама до мелочей. Но из этой квартиры вместе с животными, шкафами и коробками Поздосеевы должны выехать. В прошлом году женщина вышла на пенсию и лишилась права занимать служебное жилье. Как тюменка с 33 годами стажа борется за квартиру и имеет ли право на это — разбираемся вместе.
Самолет Пятигорск — Тюмень
В 1985 году Ирина закончила Пятигорский институт иностранных языков и по распределению могла выбрать, куда поехать работать: Сахалин, Липецк, Иркутск. Но выбрала Тюмень, где первым делом ее спросили, купила ли она высокие резиновые сапоги — так грязно было в городе. Оставаться в областной столице девушка не собиралась: ей хотелось уехать дальше, в глушь, чтобы учить сельских детей. Так она оказалась в Викуловском районе.
— Когда приехала, то была в шоке: в магазинах не было ничего, кроме консервов. Меня поселили в огромный столетний дом с двумя печками. Через неделю я уже звонила маме и просила меня забрать, — вспоминает учитель.
Но, как оказалось, она никуда не уехала. В районе Ирина вышла замуж, родила двух детей и проработала 10 лет в образовании.
Автобус Вагай — Тюмень
Однажды во время поездки в Тюмень Ирина познакомилась на улице с директором школы и получила приглашение на работу. Встал жилищный вопрос. Семье из четырех человек предложили комнату в общежитии нефтегазового университета, где семья прожила до 2012 года. Комната площадью 17,6 квадратного метра стала одновременно и спальней, и кухней, и детской: родители спали на полу, дети — на раздвижных креслах, а в углу стояло пианино, на котором занималась дочь.
Еще в 2001 году Ирина встала в очередь на улучшение жилищных условий (документ имеется в распоряжении редакции), но квартиры так и не появлялось. В 2012 году Поздосеевой предлагали взять 400 тысяч рублей и на них самостоятельно приобрести жилье, но учительница отказалась от денег.
— Мы думали о собственном жилье, но наших с мужем зарплат хватало лишь на еду и обучение детей. Мы даже за границей не отдыхали ни разу, машину не покупали. Единственное, раз в несколько лет вывозила дочку и сына на родину в Пятигорск. Имущества, которое можно было бы продать и добавить деньги для покупки квартиры, не было, поэтому и отказались от субсидии в 400 тысяч рублей. Ну и мне 49 лет уже было, страшно ипотеку брать. Как два миллиона выплатить, если что-то случится? Лет на десять раньше можно было взять деньги в банке, только программы «Ипотека» тогда еще не было. Ну и мы надеялись, что уедем из Тюмени, — рассказывает Ирина.
Но в том же 2012 году бюджетникам начали раздавать квартиры — ключи от одной достались и Поздосеевым.
Грузовик Мельникайте — Гольцова
— Это была небольшая «однушка» на улице Зелинского. Предполагала, что квартира выдается в собственность. Конечно, я такая наивная, думала, что заработала, находила и научила на квартиру, — говорит Ирина. — Когда брала ключи, то заметила, что в договоре написано «служебное жилье». Смутилась. Я спросила, что это значит. Мне ответили: «Поживете, поработаете до пенсии, а там — посмотрим». Я воспитана в Советском Союзе, доверчивый и наивный человек. Раз сказали, значит так и будет, — говорит учительница.
Женщина была довольна, что у ее семьи появилось место, в котором можно жить. А с приватизацией она думала разобраться после.
Это была первая квартира Ирины, поэтому она оформила кредит, сделала ремонт: заменила двери, санузел, поменяла плитку, потолки. До конца ремонта осталось немного: заменить кухонный гарнитур. Но это дело оставили на потом — кредит еще не закрыт.
Но радовалась семья недолго: в 2013 году Ирину попытались выселить из квартиры на Зелинского — тогда администрация настаивала, что у женщины есть жилая площадь в общежитии на улице Мельникайте. Именно поэтому новую квартиру нужно было освободить. Но суд решил иначе — и оставил 17 квадратных метров за Поздосеевыми для проживания.
Бюрократическая машина Гольцова — улица
В 2018 году Ирина уволилась из школы и вышла на пенсию. Спустя несколько месяцев пришло письмо из департамента имущественных отношений Тюмени. Специалисты хотели убедиться, что в квартире на Зелинского живет именно семья учительницы. А спустя месяц поступил звонок из суда: администрация подала иск о выселении Поздосеевых из квартиры.
— При встрече в суде я уточнила, что уволилась не по статье, а вышла на пенсию. На заседании сказали, что я должна не только быть пенсионером, но и стоять в очереди на улучшение жилищных условий. Оказывается, после увольнения меня сняли с очереди. Я проработала больше 30 лет в образовании, и мое родное учреждение выбрасывает меня на улицу, — говорит женщина.
Теперь Ирина заново доказывает, что стояла в очереди и имеет право на жилье.
Что говорят в администрации Тюмени
Согласно официальным письмам, которые имеются в распоряжении Ирины и были переданы 72.RU, в начале августа заместитель главы Тюмени Владимир Третьяков сообщил, что жилое помещение на улице Николая Зелинского является муниципальной собственностью и относится к служебным жилым помещениям.
Жилое помещение, как следует из его ответа, предоставлено на четверых на период трудовых отношений с гимназией № 12. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. С Ириной Поздосеевой трудовые отношения были прекращены. Поэтому её семья должна освободить квартиру, которую занимала. В случае отказа — выселение в судебном порядке.
Не могут быть выселены из служебных квартир без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
— В организациях бюджетной сферы на учете в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вы не состоите. С пониманием относясь к вашей жизненной ситуации, тем не менее администрация города была вынуждена обратиться в суд для расторжения договора, — написал Владимир Третьяков и заметил, что правомерность решения будет установлена в суде.
Редакция обратилась за официальным комментарием в департаменты образования и имущественных отношений города с просьбой прокомментировать ситуацию.
Теперь Ирина пишет письма президенту, в прокуратуру Тюменской области, чтобы доказать, что она стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Если решение о выселении будет принято, женщина собирается идти в Тюменский областной суд, а после — в Верховный суд. А пока подала встречное исковое заявление, так как уверена, что из очереди на улучшение жилья ее убрали незаконно.
Другие выселения из квартир
До этого мы рассказывали про онкобольную пенсионерку, которую выгоняют на улицу из старого общежития, где ее сыну когда-то завод «ЖБИ-5» предоставил комнату. Женщине дали время до 21 августа, чтобы собрать вещи и уехать. Но пойти ей некуда.
Почитайте также, как администрация выгоняет на улицу семью ветерана УМВД. Роман Функ 20 лет проработал в полиции. Теперь его просят выехать из служебного жилья. Похожая история случилась и с сотрудниками МЧС, работавшими в структуре несколько десятков лет. Их квартиры находятся прямо над пожарной частью, поэтому власти засомневались, что в таком здании можно жить семьям (при этом взамен людям ничего не предложили).