Житель Тюмени Руслан требует привлечь к ответственности силовиков. В конце мая сотрудники правоохранительных органов выломали дверь квартиры его матери и забрали его сына. Самого тюменца в это время удерживали в ИВС, подозревая в похищении собственного ребенка.
Конфликт с супругой
По словам Руслана, проблемы с правоохранительными органами у него начались после ссоры с супругой — по поводу того, с кем будет жить ребенок. Оба родителя хотели оставить сына у себя. После расставания пары мальчик первое время проживал у отца. По словам мужчины, судьбу дальнейшего проживания ребенка он планировал решать с супругой через суд. 1 мая его забрала мать и, по словам тюменца, не давала с ним видеться. 12 мая мужчина приехал к супруге и забрал сына себе. После этого тюменка написала на мужа заявление в полицию о похищении ребенка.
— 12 мая ко мне пришли сотрудники из 6-го отдела полиции по заявлению супруги, — рассказывает Руслан. — Инспектор ПДН и оперуполномоченный убойного отдела проверили документы, составили акт, что с ребенком всё хорошо, сделали фото сына, убедились, что у него есть всё необходимое, и ребенок находится с законным представителем — своим отцом. И спокойно уехали. Но на этом ничего не закончилось. С 12–16 мая 2023 года мне постоянно звонили из полиции и следственного отдела по ЦАО города Тюмени с требованием, чтобы я отдал ребенка матери, говорили, что заведут уголовные дела, срежут все замки на всех квартирах, подключат ФСБ и еще какие-то структуры. И в итоге всё равно отдадут ребенка матери. Но я спрашивал, на каком основании это можно сделать? Есть ли решение суда? Я не лишен родительских прав. Они говорили, отдай по-хорошему, иначе начнут действовать по-другому.
16 мая тюменца по повестке на опрос вызвали к заместителю руководителя следственного отдела по ЦАО города Тюмени Куандыку Кайшенову. Тюменец утверждает, что столкнулся с давлением со стороны силовиков.
— Мне сказали, что если я не отдам ребенка матери, то возбудят против меня множество уголовных дел. Кайшенов говорил мне, что я «не по-мужски» поступаю, раз не отдаю ребенка. Неоднократно звучали угрозы: «Ты не выйдешь отсюда, пока не договоритесь с супругой… Если выйдешь из кабинета, не договорившись с супругой, сегодня же будет возбуждено против тебя уголовное дело». Запретили мне пользоваться телефоном во время разговора, сказали в принудительной форме, чтобы я все свои вещи оставил в другом кабинете, чтобы я ничего не записал из разговора, — рассказывает Руслан.
Мужчина объяснил следователям, что 12 мая именно он забрал сына у супруги с целью через суд добиваться решения, с кем ребенок будет жить в дальнейшем. В итоге тюменца отпустили домой, но 17 мая его в очередной раз вызвали на опрос к следователям.
— Следователи сказали, что будут вызывать меня ежедневно, пока не отдам сына матери. Я им объяснял, что мой сын находится у меня. С ним всё в порядке, он кушает, — поясняет мужчина.
ИВС и взлом квартиры
18 мая Руслана снова вызвали к следователям. Он провел у них почти сутки. Тюменцу заявили, что его подозревают в «похищении неустановленным лицом ребенка с угрозой убийства».
— Меня отвели к заместителю руководителя Кайшенову, который сказал: «Я же предупреждал тебя! Я же сказал, что заведу на тебя дело». Я же говорил, что мой сын у меня дома. О каком неустановленном лице идет речь? Сотрудники ПДН 12 мая уже приходили и проверяли, как дела у ребенка. Всё делалось для того, чтобы принудительно изъять у меня сына. Затем Кайшенов заявил своим сотрудникам, чтобы меня увезли в ИВС, а другая группа чтобы взяла ломы с болгарками и поехала срезать двери, — рассказывает Руслан.
После этого тюменца отправили в ИВС. Пока он находился под стражей, сотрудники правоохранительных органов приехали к дому тюменца, где находилась мать, сын, сестра и 14-летняя племянница. Инна — сестра Руслана — рассказала редакции 72.RU, что 18 мая в 23:55 в дверь постучали. Всё происходящее она записывала на диктофон и видео.
— Стучали громко, словно ногами по двери били. Сказали: «Полиция, открывайте», но представиться, сказать номер отделения, по какому поводу приехали, чтобы позвонить в дежурную часть и удостовериться, что всё законно, не назвали, — рассказывает Инна. — Когда дозвонилась до дежурной части полиции, сказали, что если не представляются — двери не открывать! Я просила стучавших представиться! Стучали громко и долго, пугали маленьких детей. Потом включили инструмент и начали срезать дверь. Затем в квартиру ворвались около 12–15 человек, некоторые были в капюшонах, и грубо вырвали из рук моей матери спящего малыша. Ребенок очень испугался и начал громко плакать. У матери после этого остались синяки на руках, так как один из вломившихся держал за руки, а второй вырывал ребенка из рук.
По словам Инны, силовики тут же на месте передали ребенка матери, которая находилась на месте происшествия.
Последствия
Руслана выпустили из ИВС только вечером 19 мая с постановлением об освобождении обвиняемого. Теперь его не подозревают в похищении своего сына с угрозой убийства. Вернувшись к матери, он увидел, что после визита силовиков в квартире выломана дверь, внутри разбита межкомнатная дверь.
— У меня забрали моего сына, хотя никто по закону не ограничивал меня в правах. Против меня сфабриковали обвинение. Оскорбляли, дискриминировали. Взломали квартиру. Держали в ИВС. Напугали мою мать, сестру, племянницу и маленького сына, и при этом всё это считается законными действиями? Я с этим не согласен. Я настаиваю, чтобы ответственных за этот беспредел привлекли к законной ответственности, — говорит Руслан.
После произошедшего мужчина хочет привлечь к ответственности силовиков, ответственных за взлом квартиры и изъятие ребенка, испорченную репутацию уголовным делом за свои действия в рамках закона, за физический и моральный ущерб, причиненный всей семье. Он написал обращения на имя руководителей прокуратуры, Следственного комитета и президенту России. Ответы еще не поступили.
Редакция 72.RU направила запросы в СКР по Тюменской области и в региональное УМВД для прояснения ситуации 8 июня. В МВД заявили, что уголовное дело действительно было возбуждено, но за всеми комментариями направили в Следственный комитет. Ответ от СКР до сих пор не поступил.
Ранее в Тюмени возбудили уголовное дело в отношении приставов, которые нанесли удары пенсионеру. Свои полномочия сотрудники управления превысили, когда были на службе и исполняли решение суда — забирали ребенка от дедушки и передавали отцу. Пенсионер не сразу понял, что перед ним судебные приставы. Он подумал, что внучку похищают. Эту историю многие тюменцы помнят по скандальному видео, снятому очевидцами. На кадрах видно, как неожиданно и жестко происходила передача девочки. Ребенка буквально выхватили и усадили в машину, а дедушке преградили путь. Мужчина громко кричал и просил помощи у людей.